Концессия предусматривает кардинальную реконструкцию системы водоснабжения регионального центра. Решено в следующем десятилетии полностью отказаться от забора воды в реке Туре (сейчас она покрывает 60 процентов потребностей города), ее заменят артезианские источники. На это уйдет львиная доля инвестиций. Также запланировано попутно до декабря 2031 года модернизировать систему водоотведения и ливневой канализации. На все потребуется около 23 миллиардов рублей в ценах 2017 года без учета налога на добавленную стоимость. Для покрытия расходов инвестора тарифы будут расти ускоренными темпами, но их взлет сдержат за счет бюджетных компенсаций.
К концессии Тюмень двигалась стремительно. 23 октября вышло постановление администрации Тюмени о заключении соответствующего соглашения без проведения конкурса. 1 декабря прошли общественные слушания. 14 декабря облдума приняла законопроект об участии в этом соглашении региона. Через неделю гордума одобрила концепцию реформы водоснабжения и рекомендовала главе муниципалитета подписать соглашение. Дискуссии наблюдались только на слушаниях и в стенах гордумы. Один из ее депутатов, Юрий Безбородов, возмущался тем, что ему и его коллегам предложили голосовать за проект без знакомства с финансово-экономическим обоснованием. Тем не менее 25 из 33 депутатов проголосовали "за".
В то же время вопросов осталось много. Нет, например, четких ответов в части эксплуатации артезианских озер, считают в комиссии по охране окружающей среды Общественной палаты области и коллегии экологов общественного совета Тюмени, а также активисты организации "Зеленая планета" и группы "Общество и власть: прямой диалог" регионального ОНФ.
Наиглавнейший вопрос - о гарантиях радиационной безопасности при разбуривании месторождения близ места, где 50 лет назад был совершен мирный атомный взрыв (мы подробно рассказывали об этом в статье "Рокировка с Турой" в выпуске "Экономики УрФО" за 6 октября 2016 года). Тюменские ученые ссылаются, в частности, на отчет НИИ радиационной гигиены, где не исключается "перераспределение потоков подземных вод и поступление радиоактивной воды из центральной зоны взрыва к забоям эксплуатационных скважин". Эксперты Росатома настоятельно рекомендуют провести изыскания для подтверждения защитных свойств глин близ законсервированного под землей объекта радиоактивных отходов, оценить состояние вышележащих водоносных горизонтов и при необходимости создать "дополнительные барьеры безопасности на случай несанкционированного вмешательства в зоне специального горного отвода".
Несогласные с утвержденной схемой реконструкции водохозяйственного комплекса категорически настаивают на продолжении речного забора, пусть и в меньшем объеме. Ведь два источника - это стратегическое преимущество для любого большого города, прежде всего в плане безопасности. К тому же, опасаются оппоненты, как бы Тура после того, как ее вычеркнут из списка объектов питьевого водоснабжения, вовсе не превратилась в промышленную клоаку. С ними солидарен директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Юрий Рахманин, который утверждает: "Не просматривается стремление исправить в какой-то мере ужасное отношение к поверхностному источнику. Вероятно, его состояние будет еще более угрожающим как для нынешнего поколения, так и для потомков".
В коридорах власти "настырные доводы" экологов считают безосновательными, нередко противоречащими здравому смыслу и интересам подавляющего большинства горожан.
- Полвека отслеживается радиационный фон. И малейших изменений не зафиксировано. Не вкладывайте в сознание людей недоверие к органам власти, санэпиднадзора, атомного надзора, - жестко высказалась в адрес критиков замруководителя госпредприятия "Тюменьгеомониторинг" Наталья Витман.
Директор департамента ЖКХ Тюменской области Михаил Гилев прямолинеен - называет объективной реальностью ухудшение состояния речной воды. Следовательно, говорит он, затраты на ее очистку будут лишь увеличиваться. Химический состав подземных источников постоянен, в этом случае проще выстраивать технологический процесс, гарантировать потребителям стабильное качество воды.
- Изменения ожидают не только Тюмень. Уже скоро полностью из подземных источников будет обеспечено снабжение второго по численности населения города региона - Тобольска, - как бы ставит точку в споре куратор жилкомхоза.
Павел Перевалов, заместитель главы администрации Тюмени:
- Переход на подземные источники водоснабжения - принципиальный для нас вопрос. Река подкидывает городу неприятные сюрпризы, а система водоснабжения и водоотведения Тюмени находится в таком состоянии, которое требует решительных действий. Серьезные проблемы уже скоро проявят себя, если не принять оперативные меры. Между тем в ближайшей перспективе Тюмень станет миллионником. Вот почему важно быстро построить объекты. Подписание концессионного соглашения - это очень серьезно, каждого должно воодушевить. Иначе нас ждет деградация, развал и гибель системы водоснабжения. Не больше и не меньше. Либо мы движемся вперед, либо нет.
В соответствии с законом проведение публичного обсуждения не обязательно. Но мы понимаем, что не только правительство Тюменской области, администрации Тюмени и "Тюмень Водоканала", но и жители города должны объединить усилия, чтобы привести систему водоснабжения и водоотведения в порядок. Поэтому важно было по-честному с ними этот вопрос обсудить, узнать мнения людей, объяснить, почему приняты соответствующие решения, как они будут исполняться.
Альберт Фахрутдинов, председатель комиссии по охране окружающей среды Общественной палаты Тюменской области:
- Кто сказал, что подземные источники - выход из положения? Согласно данным Роспотребнадзора, поступающая сегодня в город после очистки артезианская вода не соответствует требованиям СанПиН по содержанию аммиака, марганца и кремния. И никто не может гарантировать, что освоение новых месторождений не приведет к разрушению глиняной капсулы с ядерными веществами. Мы направили в прокуратуру области десятки документов, где объясняется, чем чревата спешка. Мы требуем признать недействительным постановление горадминистрации, обязать провести геоэкологическую реабилитацию района атомного взрыва.
Что касается слушаний. Прошли они постфактум - после выхода того самого постановления. Принятые на них протокол и резолюция являются, считаю, юридически ничтожными. Публично объявлено о слушаниях за два дня до их проведения, а не за 10, согласно нормативному требованию. Собрали людей в рабочее время (в 11 часов), причем преимущественно чиновников, депутатов, работников организаций, заинтересованных в утверждении концессионной схемы. Участникам мероприятия, имитирующего собрание представителей разных слоев населения, даже не раздали для ознакомления проект соглашения.