Поводом для пристального внимания юристов стало недавнее разбирательство в арбитражном суде. Компания обратилась туда с требованием взыскать ущерб, который она якобы понесла от действий эвакуатора, повредившего принадлежащий фирме дорогой автомобиль бизнес-класса. Ущерб, по подсчетам коммерсантов, превысил миллион рублей. Как пояснил в суде истец, машину увезли на штрафстоянку на улице Московской. Когда водитель пришел ее забирать, он обнаружил, что диск на колесе помят, краска на кузове поцарапана. А когда завел автомобиль и поехал, послышался стук при повороте руля. Истец заявил, что машина была почти новой и эксплуатировалась аккуратно. Он убежден: повреждения ей нанес именно эвакуатор.
Действительно, среди экспертов есть мнение, что автоэвакуаторы, оснащенные лебедкой, которая с помощью троса затягивает автомобиль на платформу, могут быть опасны для машин с автоматической коробкой переключения передач (АКПП).
- АКПП в режиме "Парковка" блокируется. Если машину с таким типом управления буксируют, создается повышенное воздействие на сам механизм коробки. Это может нанести ущерб трансмиссии и другим узлам передачи крутящего момента от двигателя к колесам, а может разрушить и само блокировочное устройство, - пояснил корреспонденту "РГ" Валерий Долгих, негосударственный судебный эксперт по исследованию технического состояния транспортных средств из Кургана.
На машины с ручной коробкой передач буксировка такого вредного влияния, по мнению эксперта, не оказывает, поскольку у них блокируются только колеса. Так что максимум, с чем может столкнуться владелец эвакуированной на лебедке "механики" - это повышенный износ резины от трения. Но это по сравнению с перспективой ремонта коробки передач - ерунда.
Именно потому, что ремонт АКПП - дело очень дорогое, активисты требуют от регионального минтранса обеспечить безопасную эвакуацию машин. Если точнее, они настаивают на том, чтобы вообще избавиться от эвакуаторов с лебедкой, заменив их теми, что оснащены гидравлическими кранами-манипуляторами, наиболее безопасными для всех типов автомобилей.
Но сколько экспертов, столько и мнений. К примеру, специалисты компании "АКПП Центр Екатеринбург" подготовили по заказу минтранса совершенно противоположное заключение: они считают, что использование лебедки полностью исключает вероятность повреждения коробки-автомата.
Активисты с этим, естественно, не согласны. Они апеллируют к инструкции для владельцев автомобиля "Тойота" с АКПП, где прямо запрещается буксировка заблокированного автомобиля.
Корреспонденту "РГ" удалось поговорить по телефону с владельцем одной из компаний, занимающейся перевозкой задержанных авто. Разговаривал он грубо и неохотно, но стоял на своем: машины на платформу погрузчика лебедкой только затаскиваются, а дальше на штрафстоянку едут уже "верхом". На тех трех-четырех метрах, что их буксируют, повредить трансмиссию невозможно, считает он. Интересно, что самый известный в Екатеринбурге защитник водителей Максим Едрышов, вице-председатель Свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов, высказал такое же мнение.
- Я считаю, что проблемы нет. А чтобы не рисковать повредить свой автомобиль, нужно просто соблюдать правила и не бросать машину где попало, - заявил он.
Между тем вопрос замены потенциально небезопасных эвакуаторов в конечном счете упирается в деньги. В региональных министерствах транспорта и экономики на все обращения активистов отвечают примерно так: если вы считаете, что эвакуаторы причиняют вред автомобилям, предоставьте оценку ущерба за последний год. А также подсчитайте, каковы будут дополнительные расходы компаний, владеющих парком автоэвакуаторов, и учтите, что сегодня эвакуаторов с лебедками - 70 процентов от общего числа работающих в области. Предложите источники финансирования, за счет которых возможна массовая замена такого оборудования.
Позиция чиновников понятна: они просят показать, как соотносится размер вреда, наносимого автомобилям, с потерями, которые вынуждены будут понести владельцы парка автоэвакуаторов. Но такой статистики нет. То единственное дело, которое рассматривалось в арбитражном суде, истец проиграл: доказать, что вред "мерседесу" нанес именно погрузчик, он не смог. А давить на предпринимателей, занимающихся эвакуацией автомобилей, власти по понятным причинам не хотят.
- В России нет документа, который бы запрещал или ограничивал использование автоэвакуаторов с лебедкой. Требование их заменить создаст препятствие бизнесу, он уйдет из этого сегмента рынка, и мы будем "наслаждаться" последствиями: брошенными на дорогах машинами, мешающими проезду, - прокомментировала предложение инициативной группы представитель областного минтранса Наталья Козловская.