Уральские водители попросили заменить эвакуаторы с лебедкой

В "Российскую газету" обратился юрист из Екатеринбурга Максим Жеребятников. Он возглавляет инициативную группу, которая считает, что не все автоэвакуаторы, работающие на улицах города, одинаково безопасны для машин. Активисты просят областной минтранс определить перечень безопасных видов эвакуаторов, а прочие, которые потенциально могут нанести машинам вред, с улиц убрать.

Поводом для пристального внимания юристов стало недавнее разбирательство в арбитражном суде. Компания обратилась туда с требованием взыскать ущерб, который она якобы понесла от действий эвакуатора, повредившего принадлежащий фирме дорогой автомобиль бизнес-класса. Ущерб, по подсчетам коммерсантов, превысил миллион рублей. Как пояснил в суде истец, машину увезли на штрафстоянку на улице Московской. Когда водитель пришел ее забирать, он обнаружил, что диск на колесе помят, краска на кузове поцарапана. А когда завел автомобиль и поехал, послышался стук при повороте руля. Истец заявил, что машина была почти новой и эксплуатировалась аккуратно. Он убежден: повреждения ей нанес именно эвакуатор.

Действительно, среди экспертов есть мнение, что автоэвакуаторы, оснащенные лебедкой, которая с помощью троса затягивает автомобиль на платформу, могут быть опасны для машин с автоматической коробкой переключения передач (АКПП).

- АКПП в режиме "Парковка" блокируется. Если машину с таким типом управления буксируют, создается повышенное воздействие на сам механизм коробки. Это может нанести ущерб трансмиссии и другим узлам передачи крутящего момента от двигателя к колесам, а может разрушить и само блокировочное устройство, - пояснил корреспонденту "РГ" Валерий Долгих, негосударственный судебный эксперт по исследованию технического состояния транспортных средств из Кургана.

На машины с ручной коробкой передач буксировка такого вредного влияния, по мнению эксперта, не оказывает, поскольку у них блокируются только колеса. Так что максимум, с чем может столкнуться владелец эвакуированной на лебедке "механики" - это повышенный износ резины от трения. Но это по сравнению с перспективой ремонта коробки передач - ерунда.

Именно потому, что ремонт АКПП - дело очень дорогое, активисты требуют от регионального минтранса обеспечить безопасную эвакуацию машин. Если точнее, они настаивают на том, чтобы вообще избавиться от эвакуаторов с лебедкой, заменив их теми, что оснащены гидравлическими кранами-манипуляторами, наиболее безопасными для всех типов автомобилей.

Но сколько экспертов, столько и мнений. К примеру, специалисты компании "АКПП Центр Екатеринбург" подготовили по заказу минтранса совершенно противоположное заключение: они считают, что использование лебедки полностью исключает вероятность повреждения коробки-автомата.

Активисты с этим, естественно, не согласны. Они апеллируют к инструкции для владельцев автомобиля "Тойота" с АКПП, где прямо запрещается буксировка заблокированного автомобиля.

Корреспонденту "РГ" удалось поговорить по телефону с владельцем одной из компаний, занимающейся перевозкой задержанных авто. Разговаривал он грубо и неохотно, но стоял на своем: машины на платформу погрузчика лебедкой только затаскиваются, а дальше на штрафстоянку едут уже "верхом". На тех трех-четырех метрах, что их буксируют, повредить трансмиссию невозможно, считает он. Интересно, что самый известный в Екатеринбурге защитник водителей Максим Едрышов, вице-председатель Свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов, высказал такое же мнение.

- Я считаю, что проблемы нет. А чтобы не рисковать повредить свой автомобиль, нужно просто соблюдать правила и не бросать машину где попало, - заявил он.

Между тем вопрос замены потенциально небезопасных эвакуаторов в конечном счете упирается в деньги. В региональных министерствах транспорта и экономики на все обращения активистов отвечают примерно так: если вы считаете, что эвакуаторы причиняют вред автомобилям, предоставьте оценку ущерба за последний год. А также подсчитайте, каковы будут дополнительные расходы компаний, владеющих парком автоэвакуаторов, и учтите, что сегодня эвакуаторов с лебедками - 70 процентов от общего числа работающих в области. Предложите источники финансирования, за счет которых возможна массовая замена такого оборудования.

Позиция чиновников понятна: они просят показать, как соотносится размер вреда, наносимого автомобилям, с потерями, которые вынуждены будут понести владельцы парка автоэвакуаторов. Но такой статистики нет. То единственное дело, которое рассматривалось в арбитражном суде, истец проиграл: доказать, что вред "мерседесу" нанес именно погрузчик, он не смог. А давить на предпринимателей, занимающихся эвакуацией автомобилей, власти по понятным причинам не хотят.

- В России нет документа, который бы запрещал или ограничивал использование автоэвакуаторов с лебедкой. Требование их заменить создаст препятствие бизнесу, он уйдет из этого сегмента рынка, и мы будем "наслаждаться" последствиями: брошенными на дорогах машинами, мешающими проезду, - прокомментировала предложение инициативной группы представитель областного минтранса Наталья Козловская.