Правообладателем всемирно известных марок признано федеральное казенное предприятие. Так постановил суд, заявив, что зарегистрированная в Люксембурге компания Spirits Inter-national, подконтрольная предпринимателю Юрию Шефлеру, должна прекратить продажу водки под брендом Stolichnaya в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург).
Победа в голландском суде имеет чрезвычайно важное значение, поскольку в очередной раз подтверждает справедливость ранее вынесенных судебных решений, заявили "Российской газете" в пресс-службе госкомпании. Кстати, в марте 2015 года голландский суд уже возвращал право на товарные знаки. Однако затем тяжба продолжилась, но теперь после победы она завершена. По крайней мере, в это хотелось бы верить российской стороне.
"Это решение очень важно хотя бы потому, что западные судебные инстанции опираются в своих решениях на прецедентный опыт, - пояснил в беседе с "Российской газетой" глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Впрочем, предстоит еще очень долгий путь, чтобы добиться аналогичных побед, например, на рынке Соединенных Штатов Америки". У российских оппонентов, как правило, нет дефицита средств, чтобы вести многолетние судебные разбирательства, тогда как госкомпании в таких тратах бывают ограничены, поясняет эксперт "РГ".
"По решению суда все права на торговые марки остались у Российской Федерации. Более того, нарушителю запретили использовать надписи "Русская водка" и "Сделано в России", - пояснил партнер юридической фирмы СМБ Консалт Максим Плетнев. - Подобные обозначения вводят потребителей в заблуждение по поводу реального происхождения товара, поскольку он производится за пределами России". К тому же с нарушителей могут взыскать убытки за все эти годы.
Так что, учитывая общий негативный антироссийский настрой, бороться за полное правообладание известными брендами придется еще довольно долго, делает вывод Дробиз. Но копья есть за что ломать. Решение голландского суда открыло для российской госкомпании рынок, потенциальная емкость которого только для водок Stolichnaya и Moskovskaya составляет около 270 тысяч литров ежегодно.
Но чтобы получить достойную прибыль и не давать шансов фальшивым брендам, правообладателям необходимо самим отслеживать факты незаконного использования своего товарного знака, считает профессор кафедры управления фирмой Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Костанянц. "Если западные юристы пристально отслеживают российский рынок, и в случае нарушений требуют соответствующего наказания - вплоть до демонстративного уничтожения контрафактной продукции, как это происходит с марками известных спортивных компаний, то никто не мешает и нашим производителям столь же внимательно следить за своими брендами за рубежом", - заключает Костанянц.
Одна из главных ошибок наших экспортеров заключается в том, что они начинают поставлять товар или его образцы зарубежным партнерам без предварительной регистрации товарного знака в стране экспорта, отмечают в пресс-службе "Российского экспортного центра" (РЭЦ). Многие искренне считают, что наличие регистрации товарного знака в России автоматически обеспечивает его правовую охрану и в других странах. Такая практика очень распространена в Китае, который наши компании рассматривают как один из приоритетных рынков.