Таксисты стали отказываться везти пассажиров, если им не нравится маршрут

Невыдача чеков за услуги перевозки, грязь в машинах, навязывание дополнительных услуг, отказ ехать по длинному маршруту - это лишь несколько основных претензий россиян к работе таксистов. Выяснить, что не устраивает людей в услугах такси, взялись сотрудники Роспотребнадзора.

С 8 по 22 декабря в каждом территориальном подразделении надзорного ведомства действовала "горячая линия" по таксомоторным компаниям. За это время удалось проконсультировать более 3,5 тысячи россиян. По результатам обращений составлены претензии и исковые заявления в суд. Как рассказали "Российской газете" в Роспотребнадзоре, более 40 человек благодаря помощи юристов ведомства уже получили назад свои деньги, которые таксисты потребовали заплатить за дополнительные услуги. Например, за то, что машина к клиенту подавалась в ночное время, что большой чемодан перевозился на заднем сиденье, а также за пользование детским креслом.

Требовать деньги за это, как отмечают юристы, никто из водителей не имеет права. Они лишь пользуются правовой неграмотностью пассажиров, причем выманивают дополнительную плату уже после того, как привезли человека в указанное место. Это особенно распространено в регионах, где нет крупных сетевых компаний, а таксисты - все те же бомбилы, только установившие на крышу своих машин табличку с шашечками. Они могут отказаться везти человека, если им покажется слишком неудобным или долгим маршрут, нахамить, вести машину слишком агрессивно, отказаться возвращать забытые вещи.

Впрочем, и к крупным компаниям у пассажиров немало претензий. Главная из них - с кого спросить, если услуга по перевозке оказана некачественно или если вдруг случилось ДТП. "Проблема в том, что большинство крупных компаний позиционируют себя в качестве агрегатора услуги, - поясняет президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Они говорят: мы занимаемся консультированием для тех, кому нужно ехать, находим машину, а для водителей - пассажиров. А вот если, не дай бог, что-то случилось в пути или машина вообще не приехала, или водитель пьяный, или привезли не туда, или денег много взяли, здесь агрегатор ни при чем.

Порой пассажиру сложно понять, кто же его вез и кому предъявлять претензии

Действительно, по закону вся ответственность лежит на том, кто оказывает непосредственную услугу". Только человеку сложно понять, кто ему в итоге оказал эту самую услугу. Обращается же он в известную компанию, и машина приезжает с "раскрученным" логотипом. Но никаких чеков водители не выдают, визитки не оставляют, и где потом искать какого-нибудь Петю или Васю, который завез не туда, не знает никто. А сами агрегаторы будут всячески открещиваться от ответственности. Так, сейчас в Тушинском суде Москвы рассматривается иск пассажирки к популярному агрегатору такси, у которой летом 2016 года в Санкт-Петербурге девушка заказала машину, но та угодила в ДТП. В результате аварии пассажирке понадобилось серьезное лечение. Моральный и материальный ущерб девушка оценила почти в 60 млн рублей, которые хочет взыскать с компании-агрегатора. Но та доказывает, что претензии предъявлены не по адресу и иск следовало подавать к другой компании, которой принадлежал автомобиль и где работал водитель.

"Действующий закон о такси не учитывает такую форму деятельности, как агрегатор услуг, - поясняет Свешников. - Когда этот он принимался в 2011 году, агрегаторов еще не было на нашем рынке. В Госдуме находится новая редакция закона, которая за три последних года прошла лишь первое чтение. Там предлагается установить, что как агрегаторы услуг, так и непосредственные исполнители будут нести совместную ответственность перед пассажирами".