Максимальный межбюджетный трансферт - почти полтора миллиарда рублей, - согласно распоряжению правительства РФ, предоставят Кузбассу. Эти средства вновь пойдут на ремонт дорог Кемерова и Новокузнецка. Продолжить участие в госпрограмме, да еще и с нарастающим объемом, позволило то, что полно и качественно были освоены деньги, выделенные федеральными властями в 2017 году. В общей сложности 2,5 миллиарда рублей из бюджетов всех уровней ушло на обновление 150 километров магистралей: шестьдесят километров в областном центре и почти девяносто - в южной столице области.
- Программа рассчитана до 2025 года, и мы планируем ежегодно принимать участие в данном проекте, расширяя границы наших агломераций, - сообщил, подводя итоги дорожно-ремонтного сезона, заместитель губернатора Кемеровской области по ЖКХ и строительному комплексу Дмитрий Кудряшов.
Между тем общая протяженность автодорог Кузбасса - почти 22 тысячи километров, около 5,5 тысячи из которых региональные, шестнадцать тысяч - муниципальные, а 465 километров - федеральные. Часть последних проходит в том числе и через небольшие города, не охваченные программой "Безопасные и качественные дороги".
Так, по городу Мариинску с сорокатысячным населением пролегает федеральная трасса М-53 "Байкал", по которой передвигается до двадцати тысяч единиц автотранспорта ежедневно. Надо ли говорить, что представляет из себя дорожное полотно? Денег на его качественное восстановление в бюджете города, как раз лишившегося двух крупных градообразующих предприятий - ликероводочного завода и спиртового комбината, - просто нет. Потому исполнение судебных решений, вынесенных по жалобам жителей, уставших каждый день преодолевать ямы и колдобины, очевидно, находится под вопросом. Хотя продолжается строительство магистрали в обход Мариинска протяженностью 19,2 километра. Объект, который запланировано ввести в эксплуатацию в этом году, позволит разгрузить город от транзитных транспортных потоков, идущих в направлении Красноярска. Однако проблемы в целом не решит.
- Состояние дорожной сети оставляет желать лучшего практически во всех малых городах региона, а у муниципалитетов едва хватает средств на ее обслуживание, - подчеркивает координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог" в Кемеровской области Александр Маман. - Считаю, необходимо разработать механизм включения городов с количеством жителей менее пятисот тысяч в государственную программу.
А пока, подводя итоги "фронтового" проекта, его федеральный координатор, член Центрального штаба ОНФ Александр Васильев отметил, что именно благодаря активности жителей и общественников на местах чиновники стали чаще заглядывать в карту "убитых" дорог и принимать меры по устранению болевых точек. Из сибирских регионов лучше всего этот процесс идет в Республике Тыва, Красноярском крае, Томской и Иркутской областях. А вот в Республике Алтай "народную карту", напротив, зачастую игнорируют. Поэтому в наступившем году соответствующее взаимодействие властей с жителями намечено усилить.
Максим Соколов, министр транспорта РФ:
В проекте "Безопасные и качественные дороги" участвуют 39 городов, объединенные в 38 агломераций. Их общая уличная сеть - почти 50 тысяч километров. К началу 2017 года там было 2 830 мест концентрации ДТП. К концу года уличная протяженность сети агломераций, вовлеченных в проект, увеличилась примерно на сто километров, а количество ликвидированных мест концентрации ДТП выросло на тридцать процентов - до 1 313. То есть за год нам удалось сократить эти места на улично-дорожной сети практически вдвое.