Специалисты центра исследовали более 25,5 тысячи биологических объектов: кровь, слюну, клетки кожи, пот и так далее. Проверили также свыше 13,5 тысячи лиц, большая часть из которых - подозреваемые в совершении противоправных деяний.
- Начиная с 2013 года в лаборатории проводится ДНК-типирование заключенных, - рассказывает начальник ДНК-лаборатории Владимир Ушаков. - Сейчас на ДНК-учет поставлено порядка девяти тысяч граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, расположенных на территории республики.
По найденному биологическому следу удается вывести на чистую воду и серийных преступников. Подобная история случилась в городе Усинске. Кто-то в течение нескольких лет совершал набеги на торговые организации. Задержать злоумышленника удалось после того, как он похитил в одном из магазинов сейф, в котором было 435 тысяч рублей . В помещение вор проник через окно.
На месте преступления эксперт нашел след обуви и биологический материал, который мог оставить злоумышленник.
Специалисты установили, что кражу совершил гражданин, причастный к ряду аналогичных, совершенных ранее. Кроме того, биологические следы злоумышленника совпали и со следами, оставленными на месте ЧП еще в 2014 году, когда из магазина похитили велосипеды.
Полицейские разослали приметы подозреваемого всем патрульным нарядам. Серийным вором оказался мужчина 1985 года рождения. Ему предъявили обвинения в совершении не менее пяти краж из магазинов. Усинский суд приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы.
Владимир Ушаков уверен, что у ДНК-исследований колоссальные возможности. Поэтому и делается ставка на изъятие биологических следов, на ДНК-исследования, поскольку именно они дают стопроцентный результат.
Слова начальника подтверждает еще один пример. В Печоре в районе городского водозабора обнаружили фрагменты человеческого тела в сумке. Определив генотип, полицейские стали искать совпадения по базе данных. Но тщетно. Тогда решили проверить всю территорию вблизи места находки.
Вскоре возле мусорного контейнера обнаружили одеяло с пятнами и разводами. Сотрудники ДНК-лаборатории установили, что пятна бурого цвета - кровь человека, чьи останки нашли возле водозабора.
- Мы понимали, что на одеяле могут быть и другие материалы - потожировое вещество, волоски, - говорит Владимир Ушаков. - И если мы это извлечем, то, возможно, получим ответ на вопрос: кому оно принадлежало раньше?
Так и получилось. Эксперты определили генотип человека, кому могло принадлежать одеяло. Сравнили его с образцами всех жильцов дома, который располагался рядом с мусорным контейнером, а это 150 человек. Из них и выявили подозреваемого.
Оказалось, что ранее судимый житель Печоры встретился со знакомым на улице. Решили отметить, застолье устроили в квартире злоумышленника. Во время пьянки между хозяином и гостем произошел конфликт, в ходе которого первый нанес второму несколько ударов стулом по голове.И, пытаясь скрыть преступление, расчленил его и выкинул останки в разных частях города.
Благодаря ДНК-экспертизе полицейские раскрыли особо тяжкое преступление, установили злоумышленника и собрали неопровержимую доказательную базу.
Опыт, накопленный специалистами ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Коми в раскрытии преступлений, оказался полезным и в обучении сотрудников из других регионов России. Уже три года эксперты принимают на стажировку коллег. Здесь побывали сотрудники органов внутренних дел Мурманска, Ямало-Ненецкого автономного округа. А в 2017 году обучение по экспертной специальности "Исследование ДНК" прошли четыре специалиста Приморского края.
По словам начальника отдела ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю Любови Тарховой, Коми как площадку для обучения им рекомендовали эксперты из центрального аппарата МВД России, так как республиканская ДНК-лаборатория входит в пятерку лучших в РФ. Для самостоятельного производства экспертиз методом ДНК-анализа сотрудники должны получить теоретические знания в Москве, а потом пройти практику.
- Для нас все было новым. Оборудование, реактивы, - рассказала заместитель начальника ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю Светлана Фалдина. - Мы служим в органах внутренних дел больше десяти лет, но одни занимались исследованием наркотических средств, другие проводили экспертизы волос человека и животных, а кто-то исследовал следы продуктов выстрела и так далее. С ДНК-частицами никто раньше не работал.
Стажеры уверены: не бывает так, чтобы преступник на месте преступления не оставил никаких следов - волоса, капли крови или пота, пусть даже застарелых. Разработанные научные методики, применяемое оборудование и реактивы позволяют устанавливать признаки ДНК, теоретически, даже по одной клетке любого биоматериала.
- Как вы относитесь к современным сериалам, где ДНК-тесты определяют чуть ли не мгновенно?
- Сериалы и фильмы не смотрю, неинтересно. Слишком неправдиво и нереалистично. В жизни все гораздо сложнее, - сказал корреспонденту "РГ" начальник ДНК-лаборатории Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Коми Владимир Ушаков.
В одном из городов республики объявился преступник, который нападал на девушек в подъездах домов. Полицейские поймали его довольно быстро благодаря одной из потерпевших.
В составе следственно-оперативной группы на место очередного нападения выехал эксперт. Девушка рассказала, что открыла подъезд и заметила, как следом зашел молодой человек, но не придала этому значения. Стала подниматься по ступенькам, как вдруг незнакомец схватил ее за ногу и попытался повалить на пол. Девушка дала налетчику отпор, правда, в ходе борьбы он порвал ей колготки. Именно на них эксперт в дальнейшем и обнаружил клетки эпителия нападавшего. Был установлен генотип злоумышленника. Его впоследствии сравнили с генотипом всех подозреваемых, которых доставляли в отдел полиции. Так и поймали.