Аналогичная картина по всему миру (дольмены, их еще называют мегалитами, встречаются практически везде, где есть горы). Зарубежные исследователи тоже не пришли к единому мнению.
Одни утверждают: это ритуальные, культовые сооружения, будто бы вблизи них особая энергетическая аура. Другие видят в них обычные гробницы, места для погребения усопших. Не пытаясь с кем-либо полемизировать, укажу на факты, которые лежат на поверхности и, на мой взгляд, доказывают, что древние люди строили дольмены, чтобы выжить в суровых условиях.
Несколько лет назад мне довелось побывать на необычной выставке в верхнепышминской библиотеке, посвященной дольменам. Организовали ее екатеринбургские краеведы, действительные члены Русского географического общества Алексей Слепухин и Наталья Бердюгина. Экспозиция рассказывала в том числе и о местном краеведе Анатолии Бодрых, который первым обратил пристальное внимание на дольмены. C конца пятидесятых годов в окрестностях Верхней Пышмы и Среднеуральска он обнаружил в лесу несколько "групп загадочных каменных домиков". Все они были П-образной формы, сделаны из прямоугольных гранитных плит толщиной примерно 15 сантиметров, три из которых установлены вертикально на ребро и вкопаны, а сверху накрыты "столешницами" (кстати, слово "дольмен" в переводе означает "каменный стол"). Лицевой частью они были обращены на запад или на юго-запад, то есть смотрели вниз, под гору, а с торца, с востока, закрыты плитами. Высота домиков не превышала 120-130 сантиметров, человек среднего роста в них способен расположиться лишь сидя, на корточках или лежа. По ширине и длине тоже несколько различались. Но даже в самом просторном сооружении уместиться могли не более двух-трех человек. И то впритык.
В 1973 году исследователь обратился в Институт истории и археологии УрО РАН с просьбой изучить находки, но ученые от этой затеи отмахнулись: мол, край у нас металлургический, каменные постройки, скорее всего, печи древних металлургов. Лишь в начале 2000-х интерес к дольменам проявила археологическая лаборатория УрГУ, ныне - УрФУ. В сезон 2001 и 2002 годов ее сотрудники обнаружили и описали еще семнадцать сооружений.
Поначалу Бодрых склонялся к тому, что дольмены - места захоронения усопших, а спустя некоторое время назвал их крематориями. На это его натолкнули раскопки, когда вместе с археологами он нашел в двух или трех дольменах (далеко не во всех) небольшие минерализованные кости, остатки древесного угля и кусочки керамики. Чьи кости, человеческие или животных, к сожалению, установить не удалось. Тем не менее Бодрых придерживался версии, что в дольменах сжигали трупы. Ученые УрГУ ни отрицать, ни поддерживать эту точку зрения не стали.
Кости - находка существенная. Да и керамика о чем-то говорит. Но дают ли они ключ к разгадке? И то, и другое, на мой взгляд, указывает лишь на культурные слои в почве, на различные эпохи. Ведь кости в дольмены могли занести дикие звери, когда древние люди здесь уже не обитали, то есть гораздо позже. То же самое касается керамики: во времена Демидовых у лесорубов, заготавливающих лес, была возможность приспособить сооружения в кладовые для хранения продуктов. Почему нет? Логично даже допустить, что в какой-то период при каких-то обстоятельствах люди использовали дольмены и для погребения умерших.
Возраст мегалитов на Урале, по мнению ученых, составляет не менее шести-семи тысяч лет. Если взять стоянку древнего человека "Колмацкий брод" в верховьях Исети - ближайшую от обнаруженных Бодрых и его помощниками дольменов, то она датируется четвертым тысячелетием до н. э. В связи с этим есть основания полагать, что дольмены в этой местности появились тогда же. Найдены ли какие-то предметы, доказывающие это, соответствующие возрасту дольменов?
Да! И в большом количестве - каменные и бронзовые наконечники стрел и копий. Они есть чуть ли не в каждом уральском краеведческом музее. Находил их и сам Бодрых. Заметим, заядлый охотник. Но почему-то на этот факт внимания не обратил, как, впрочем, и другие исследователи. Почему? Видимо, посчитали это естественным: древний обитатель тайги не мог обходиться без оружия. Может быть, со временем Анатолий Архипович взглянул бы на дольмены под иным углом зрения, но, к сожалению, на этом его изыскания оборвались: вскоре он ушел из жизни…
По мнению других исследователей, дольмены могли служить лишь для захоронения остатков кремации. Вот так. Даже не крематорий, а просто место, куда помещали пепел. Понятно, в тесном искусственном гроте большого огня не разведешь. Отсюда и вывод.
Выходит, где-то труп сжигали, а потом прах хоронили? Но стоило ли древним обитателям возводить для этой цели столь сложные сооружения? Перемещать тяжеленные плиты, подгонять их по размеру? Это же адский труд! И все для того, чтобы убрать в склеп пепел усопшего?
Впервые с дольменами мне довелось ознакомиться лет двадцать назад, но не на Урале, а на Черном море, в районе Геленджика. Эти мегалиты заметно отличаются от уральских. В литературе их называют Кавказскими. Сделаны они из хорошо отесанных плит, но не гранитных: камень более мягкий. А потому и качество постройки намного лучше. Они больше по размерам. На вид - настоящие добротные домики. Экскурсовод сравнил их в шутку даже с бункерами и бомбоубежищами. Я не поленился, залез в один из дольменов. В нем можно стоять почти в полный рост. Обзорность изнутри тоже великолепная. На какое-то время, присев перед лазом, я ощутил себя древним охотником, поджидающим добычу.
Главный вопрос, который задавали экскурсоводу: с какой целью они построены? Ссылаясь на местных исследователей, он сообщил: в древности в домиках хоронили знатных особ, стоящих во главе общин, а также колдунов и шаманов, которые возле них совершали ритуальные обряды.
Купил брошюру о местных мегалитах. Оказывается, помимо прочих предметов, археологи в свое время обнаружили возле дольменов более ста наконечников стрел, копий и их фрагментов! Точно так же, как на Урале! И тут меня озарила догадка: не охотничьи ли это "скрадки"?
А что? Вся жизнь первобытных людей была подчинена охоте. Есть даже подсчеты археологов, что в среднем взрослый мужчина потреблял не менее двух килограммов мяса в день. Это значит, общине численностью в сто душ требовалось каждые сутки добывать не менее одного крупного лося.
Давно замечено: звери, птицы реагируют исключительно на движущиеся предметы. Если человек будет стоять не шевелясь, они подойдут или подлетят к нему вплотную. Такие особенности в поведении животных, конечно же, не хуже современных охотников знали и древние люди. Живя среди природы, являясь ее частью, они были великолепными следопытами.
Устраивая облавы, загоны, подкарауливая животных на миграционных тропах, возле берлог, они видели, что чаще всего лучший результат приносит охота из укрытия. Но, чтобы нанести убойную рану, требовалось подпустить того же гигантского оленя, лося или медведя практически вплотную. Это было небезопасно. Раненый зверь мог перейти в атаку. И тогда несдобровать. Трагедии на охоте в древности наверняка случались часто. Надо было обезопасить себя. Как?
Полагаю, именно это и заставило наших далеких предков сооружать "скрадки". При этом подошли они к решению проблемы комплексно, с учетом повадок животных. Для зверей и птиц сам по себе домик из камня угрозы не представляет. Для них он ничем не отличается от другого природного объекта. А потому они могут подойти к нему вплотную, что и надо стрелку. Однако не всегда сектор обстрела изнутри дольмена позволяет нанести удар. Приходится выползать из убежища. Но, обнаружив себя, охотник подвергается опасности. Тогда он исчезает в укрытии, перегородив при этом вход притвором. Зверь, чуя человека, мог ходить кругами, грозно фыркать, даже стучать копытом о валун. Но достать не в состоянии. В это время не дремали другие лучники, обрушивая на него уйму стрел из своих укрытий. Охота - дело коллективное. Этим, кстати, объясняется и тот факт, что дольмены строили компактно, сразу по нескольку штук в одном месте.
Словом, дольмен - сооружение комплексное. Это был "скрадок", позволяющий подкарауливать добычу, убежище, обеспечивающее безопасность, и каменная палатка, защищающая от дождя и непогоды.
Мы часто недооцениваем работоспособность наших пращуров. Между тем они были развиты и сообразительны. А уж в таком деле, как организация охоты, и подавно. Они этим жили и знали тысячи способов, как перехитрить зверя и при этом остаться целыми и невредимыми.