Абсолютным лидером по уровню картелизации в прошлом году стал строительный комплекс. Каждое четвертое дело (24,8 процента) пришлось на строительство, ремонт и обслуживание дорог. "Это рынок огромного объема - на триллионы рублей, и там достаточно легко договариваться, там много возможностей", - пояснил замглавы ФАС. На втором месте стоит рынок лекарственных препаратов и медицинских изделий - 19 процентов дел. "На что я бы обратил внимание - так это продукты питания. Восемь процентов", - рассказал Цариковский.
Всего по итогам года было возбуждено более 40 дел по всем субъектам РФ о поставках детского питания в школы и детские сады. Это расследование антимонопольная служба ведет вместе с Общероссийским народным фронтом (ОНФ) в рамках проекта "За честные закупки", и оно "затрагивает очень болезненную тему", подчеркнул Андрей Цариковский. Сейчас известно о сговоре и картелях в Пермском крае, Псковской, Свердловской, Ульяновской и Волгоградской областях, а также в Ставропольском и Краснодарском краях и Адыгее, сообщал ОНФ
В целом антимонопольная служба считает, что прошлый год стал в работе переломным. Во-первых, президент разрешил в случае необходимости переходить на силовой метод борьбы с картелями вместе с правоохранительными органами. Во-вторых, служба вскоре сможет более эффективно применять программу смягчения наказания за участие в картельном сговоре.
В рамках этой программы в прошлом году от ответственности было освобождено 98 компаний против 91 в 2016-м. Пока у участников рынка есть такая возможность, ею злоупотребляют: на памяти Цариковского есть случай, когда одно лицо воспользовалось смягчением наказания 17 раз. По факту участник рынка использует программу как способ борьбы с конкурентами, сознательно вовлекая себя в картель и позднее идя на сотрудничество с ФАС.
Количество заведенных дел последние несколько лет существенно не меняется, рассказал начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Всего в 2017 году было возбуждено 423 дела об антиконкурентных соглашениях, из которых 360 - это картели. Большая часть (310 дел) - сговор на торгах, что примерно на 10 процентов больше, чем в 2016 году. Кроме того, антимонопольная служба возбудила 204 дела по антиконкурентным соглашениям с органами власти и 48 дел - по сговору заказчика и участника торгов.
За каждым делом сейчас стоит сговор как минимумдесятка хозяйствующих субъектов. Был случай охвата 16 трансграничных территорий, рассказал Цариковский. Масштабы картелей растут, поэтому службе необходимо чуть больше полномочий, чтобы более эффективно с ними бороться.
Всего за прошлый год все контролирующие органы в России провели около 2,5 миллиона проверок бизнеса, в то время как ФАС - только 90 внеплановых. Но почти всегда комиссия на месте обнаруживала доказательство нарушения закона, которое может лишь изучить или скопировать, если речь идет о документах. Провести арест имущества, которое используют незаконно, могут только силовые структуры. ФАС же просит дать ей возможность изымать подобные вещи, чтобы сразу пресечь нарушение закона.
В качестве примера Тенишев привел обнаруженные в декабре прошлого года в офисе крупной фармацевтической компании флешки с электронными подписями. Компания участвовала в торгах и пользовалась фирмами-пустышками, которые формально отвечали признакам субъектов малого бизнеса, а на деле были просто электронным носителем.
Право изымать подобные вещи при проверке комиссией у ФАС может появиться после принятия законопроекта о борьбе с картелями. По словам Тенишева, документ могут внести в Госдуму в течение весенней сессии, то есть до лета.