В "Пулково" не будут требовать бумажные билеты до августа 2018 года

Пассажирам, вылетающим из аэропорта Пулково, не нужно будет иметь бумажные билеты, чтобы пройти в "чистую зону". Хотя еще вчера шла речь о том, что с 15 января без него уже не допустят к предполетному досмотру.

Такое предписание ранее дал местный Ространснадзор, так как посчитал, что аэропорт нарушает букву федерального закона. Сейчас сроки исполнения предписания перенесены на август. Между тем минтранс считает, что распечатка электронного билета не обязательна.

Управляющая компания аэропорта "Воздушные Ворота Северной Столицы" еще в начале января получила согласование Ространснадзора о переносе срока реализации своего же требования о проверке билетов. До 1 августа пассажирам при входе в стерильную зону, как и прежде, надо предъявить два документа: документ, удостоверяющий личность, и посадочный талон.

Уже несколько лет в воздушной гавани Северной столицы, как и во многих аэропортах России, действует упрощенный порядок прохода в зону досмотра - пассажирам на паспортном контроле достаточно предъявить посадочный талон и удостоверение личности. Но в прошлом году местные службы выдали предписание аэропорту о том, что вылетающих не пустят в "чистую зону" без бумажного билета. Объяснили это просто: Воздушный кодекс пока никто не отменял, поэтому "пулковскую вольницу", самостоятельно упростившую порядок оформления на рейсы, нужно приструнить.

Из Воздушного кодекса и подзаконных актов следует, что электронного билета вполне достаточно, "бумага" не нужна

Если компромисса найдено не будет, то, опасаются в Пулково, требование предъявлять бумажный билет приведет к очередям на проходе в зону досмотра. Распечатка билетов ляжет на плечи сотрудников стоек регистрации, возле них тотчас вырастут очереди, а сам процесс сильно замедлится. Контролерам на входе в "чистую зону" придется проверять еще один документ, значит, и там может быть давка. Управляющая компания аэропорта в свое время обращалась в минтранс с предложением отменить архаичную норму. "Мы просили министерство либо уточнить порядок прохождения регистрации и контроля, либо внести поправки в Воздушный кодекс. Однако в итоге нам самим придется возвращаться к старой схеме, - говорит представитель компании "Воздушные Ворота Северной Столицы" Маргарита Потехина. - Необходимость оформления дополнительного документа на сегодняшний день кажется избыточной. Пассажиры давно уже покупают билеты онлайн".

Впрочем, до сих пор не совсем понятно, что же конкретно требуют в минтрансе. На данный момент в Пулково пытаются определить, какая форма билета является необходимой и достаточной для прохождения контроля и можно ли будет предъявлять его в электронном виде.

Дело в том, что ни в Воздушном кодексе, ни в приказе министерства "Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции..." (№ 15 от 29 января 2008 года) не сказано, что этот документ непременно должен быть отпечатан на бумаге. Правда, в приложении к приказу указаны рекомендованные образцы печатного оформления, по форме похожие на привычные железнодорожные билеты.

Если аэропорту не удастся договориться с федеральными чиновниками, петербуржцам после оформления билета онлайн придется либо мчаться в авиакассу, которых в городе становится все меньше, либо получать нужную распечатку прямо в аэропорту.

Но ведь если один аэропорт нарушает федеральные требования, то и все остальные воздушные гавани - тоже, разрешая пассажирам проходить без бумажной версии билета. А ведь минтранс совсем недавно даже предложил использовать посадочный талон в электронном виде, и сейчас приказ об этом после учета замечаний МВД направлен на повторное согласование в минюст.

Итак, в Воздушном кодексе отмечается, что билет может быть оформлен в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. По правилам проведения предполетного и послеполетного досмотра в зоны контроля и пункты досмотра допускаются пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке. Значит, из Воздушного кодекса и подзаконных актов следует, что электронного билета достаточно.

Это подтвердил минтранс в комментарии для "РГ": "Воздушным законодательством РФ требования о необходимости предъявления сотрудникам службы авиационной безопасности распечатанного электронного билета для допуска в контролируемую зону аэропорта или аэродрома не установлено".