О том, из чего сегодня делают коньяк, о росте популярности алкогольной "экзотики" и борьбе с "фанфуриками" "Российской газете" рассказал руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян.
Игорь Петрович, в конце 2017 года Росалкогольрегулированию поручили проверить производителей и продавцов коньяков. И какая ситуация на рынке?
Игорь Чуян: По данным ЕГАИС и деклараций, за первое полугодие 2017 года объем производства коньяка увеличился на 12,2 процента. При этом производство сырья для него (коньячного дистиллята) сократилось на 7 процентов, а закупки дистиллята за рубежом снизились на 8 процентов. Таким образом, тот коньяк, который был произведен в первом полугодии прошлого года, был обеспечен сырьем лишь на 57 процентов. Фактически от 30 до 60 процентов коньяка находится в зоне риска.
А из чего же его тогда производят?
Игорь Чуян: Некоторые производители используют в качестве сырья для производства коньяка так называемый белый спирт. Это зерновой спирт, который никакого отношения к коньячному дистилляту, производимому путем перегонки виноматериалов, не имеет. Чтобы предостеречь производителя от использования подобных сомнительных технологических уловок, прорабатывается вопрос о внесении изменений в действующий стандарт. Это касается применяемых методик определения состава сырья, используемого при производстве коньяка. Такие методики существуют. Они, успешно применяются в лабораториях при исследовании образцов коньяка, изъятых при проверках.
Какие "болевые точки" алкогольного рынка сегодня существуют и как Росалкогольрегулирование с ними борется?
Игорь Чуян: Во-первых, это качество. После вытеснения нелегальной продукции из розничной сети мы всерьез задумались о том, какая именно продукция теперь предлагается потребителю. Да, она полностью легальна, с нее уплачен акциз, но насколько соблюдены стандарты, которые являются обязательными для алкоголя?
Во-вторых, это вопрос нелегального производства и оборота. Он по-прежнему актуален. С повсеместным внедрением ЕГАИС теневые производители начали активный поиск альтернативных каналов покупки сырья и сбыта готовой продукции. Если по сбыту ситуация фактически не изменилась - это Интернет, продажа из-под полы и с рук, то в случае с сырьевой составляющей мы отметили новый тренд.
Основным видом сырья при производстве поддельного алкоголя стал так называемый медицинский спирт. В последнее время пластиковые канистры с ним стали неизменным атрибутом нелегального производства. Из медицинского спирта сегодня производят не только левую водку, но и подделки популярного коньяка и виски.
В-третьих, мы продолжим совершенствовать ЕГАИС. Как вы знаете, в этом году на алкогольном рынке заработает помарочный или поштучный учет алкогольной продукции и в оптовом сегменте.
Зачем он нужен?
Игорь Чуян: Сегодня поштучный учет осуществляется на производстве и при розничной реализации продукции. На этапе производства на каждую бутылку наносится марка, на этапе розничной продажи марка сканируется на кассе сканером. С внедрением полного поштучного учета предприятие-производитель либо импортер будет учитывать в системе отгрузку каждой единицы продукции. Аналогичный учет будет на уровне оптового звена - при получении, а также при дальнейшей отгрузке. Таким образом, движение каждой бутылки по товаропроводящей цепи будет прослеживаться на каждом из этапов.
Это упростит работу участников рынка, так как с введением поштучного учета отменяются декларации и другие сопроводительные документы к обороту алкоголя. Система позволяет хранить цепочки поставки продукции и отслеживать ее движение с использованием механизмов технологии блокчейн.
В январе - ноябре 2017 года производство виски, рома, джина, кальвадоса и прочей алкогольной "экзотики" в России выросло почти в 10 раз - до миллиона декалитров. С чем связан такой рост?
Игорь Чуян: Десятикратного роста мы, конечно, не наблюдаем, но можно говорить об увеличении производства такой продукции в два раза. Основным драйвером в числе "экзотических" напитков, производимых в нашей стране, безусловно, является виски. Его производство выросло более чем на 105 процентов. Во-первых, это результат эффективной работы ЕГАИС и обеления рынка. Во-вторых, после наведения порядка в рознице мы начали фиксировать рост спроса на легальную отечественную продукцию, в том числе и "экзотическую".
Популярность так называемых в народе "фанфуриков" - дешевых маленьких емкостей с крепким алкоголем - растет. Нужны ли они рынку?
Игорь Чуян: Мы оцениваем эти жидкости исключительно как суррогат алкогольной продукции. Это жидкости медицинского (настойки типа "Боярышник") или бытового назначения (лосьоны, ароматизаторы).
Их приобретают в основном для употребления внутрь. Как вы совершенно верно отметили, их главное конкурентное преимущество - низкая цена. А главная опасность - реальный риск для жизни и здоровья потребителя. Сейчас запрет на продажу таких спиртосодержащих жидкостей хорошо работает в обычных продовольственных магазинах, однако в аптечной сети настойки боярышника, пиона и перца продаются по-прежнему.
С какими итоговыми показателями российский алкогольный рынок завершил 2017 год?
Игорь Чуян: Основным итогом можно считать вытеснение нелегального алкоголя из легальной розницы и рост поступления в бюджет акцизных платежей. Это результат эффективной работы системы ЕГАИС, которая с 2016 года работает во всех сегментах алкогольного рынка - начиная от производственного и оптового и заканчивая розницей. За два года работы системы ЕГАИС на алкогольном рынке бюджет страны получил дополнительно 142 миллиарда рублей.
Работа в этом направлении будет продолжена и в 2018 году?
Игорь Чуян: Да, в число основных задач на следующий год включены дальнейшее развитие системы ЕГАИС в части поштучного учета, а также вопросы качества продукции на алкогольном рынке.
Конечно же, в списке стоит выявление и пресечение незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которую мы проводили и проводим совместно с представителями ФСБ и МВД России, налоговых органов и прокуратуры.