По данным регионального Минэнерго, на конец 2017 года в Мурманской области насчитывалось 478 бесхозяйных сетей и инфраструктурных объектов, которые были названы "миной замедленного действия". Эта ситуация принципиально не меняется в течение многих лет - еще в 2010 году в Заполярье не имели владельцев 46,212 километра теплосетей, 89,151 километра сетей водоснабжения, 57,605 километра сетей водоотведения и 183,715 километра электросетей. Тем не менее по этим сетям продолжают течь киловатты электроэнергии и гигакалории тепла. И если на сетях случается авария, то ремонтировать их становится некому. Дома, питаемые этими сетями, остаются без тепла и света, причем произойти это может в критический момент - зимой, во время морозов.
Областные власти видят выход в передаче бесхозяйных сетей муниципалитетам. Как сообщил министр энергетики и ЖКХ Владимир Гноевский на одном из заседаний областного правительства, 222 бесхозяйных объекта и участка сетей предполагалось передать на баланс муниципалитетов до конца 2017 года. Затем эти сети должны перейти сетевым и ресурсоснабжающим организациям.
- Каждый год на содержание и ремонт этих сетей муниципалитетам выделяются средства в рамках подготовки к зиме, - отметил министр. - Потом, после ремонта, их проще будет передать организациям, отвечающим за водо-, тепло- и электроснабжение.
Сетевики и энергетики поддерживают эту позицию. Ответственность за бесхозяйные энергообъекты лежит на муниципалитетах, подчеркнул заместитель директора филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Колэнерго" Алексей Лебедев. По его словам, чтобы решить проблемы эксплуатации и ремонта "сетей-сирот", муниципальные власти, прежде всего, должны принять их на свой баланс.
- Тогда появится законная возможность решать вопрос с их продажей или передачей в аренду сетевой организации, - подчеркнул он.
Но этот вопрос не так прост. Как правило, в городских администрациях нет структур, которые могли бы содержать бесхозяйные сети и ремонтировать их до момента передачи специализированной организации, заявил глава Мурманска Дмитрий Филиппов на XXVII съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, который проходил в Общественной палате РФ.
Кроме того, передавать бесхозяйные сети муниципалитетам - означает нарушать Федеральный закон N 190-ФЗ "О теплоснабжении", считает Юрий Дунин, председатель правления Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области. По его словам, в законе однозначно указывается, что бесхозяйные сети должны передаваться сетевым организациям независимо от того, в каком состоянии эти объекты находятся. Передачу "ничейных" объектов муниципальным властям закон не предусматривает.
- В этой схеме муниципалитет используется в виде "прокладки", на которую можно переложить ответственность, - утверждает эксперт. - Стоит взять пример с Тверской области, где губернатор принял решение передать все сети до стенки зданий сетевым организациям. Более того, подобный приказ готовился и в Мурманской области. Сегодня эти бесхозяйные сети не учитываются в формировании нормального тарифа на тепло, поскольку в тарифе не предусмотрены средства на их содержание.
С проблемой бесхозяйных сетей сегодня сталкивается каждый регион и почти каждый более или менее крупный населенный пункт, и Северо-Запад здесь не является исключением. Любопытно то, что за этими сетями все же следят, отмечает эксперт Ольга Моляренко. Речь идет о целой теневой системе управления бесхозяйной инфраструктурой на местах. Многие вопросы решаются через различные неформальные схемы и личные связи. По мнению эксперта, это выгоднее, чем оформлять официально неучтенное имущество в собственность. У большинства муниципалитетов просто нет денег на межевание территории под такими объектами, постановку их на кадастровый учет. Получается, что масштаб проблемы "ничейности" напрямую связан со слабостью муниципальных бюджетов. По статистике, 60-70 процентов их доходов - это дотации. Курьез в том, что муниципалитеты обязаны платить государству за оформление бесхозяйных объектов в собственность, но в то же время получают от государства средства на свою деятельность. Эта финансовая карусель, по мнению экспертов, совершенно бессмысленна. От муниципальных властей ждут, что ничейные дороги, водопроводы, электросети будут исправно работать, но тратить деньги на их содержание из бюджета муниципалы не вправе, так как по закону это нецелевое расходование средств. Приходится искать и находить различные лазейки - например расходовать на поддержание бесхозяйных сетей деньги, предназначенные на благоустройство.
Еще один нелегальный метод - завышение цены контрактов для подрядных организаций органов местного самоуправления: они больше заработают, но в нагрузку получат бесхозяйные объекты, которые должны будут содержать. Еще один способ: подрядчику дается негласная гарантия получения контракта. Он, в свою очередь, должен проявить "социальную ответственность" - направлять деньги, материалы или трудовые ресурсы на расчистку неучтенных дорог, ремонт ничьих мостов или инженерных сетей, даже покраску оградок и памятников на ничейном кладбище. И эта схема чаще всего дает эффект: предприниматели остаются при своем финансовом интересе, муниципальным властям удается решать свои задачи, а региональным властям - уходить от ответственности и "экономить бюджетные средства".
- Разговоры о том, что все бесхозяйные сети очень плохи и денег на их ремонт нет - это лукавство, - убежден Юрий Дунин. - Например, в поселке Верхнетуломский сети вполне хорошие, их привели в порядок местные власти на свои деньги. На мой взгляд, бесхозяйные сети вместе с деньгами на их содержание должны сразу передаваться сетевикам, как того требует закон. Но этого не хотят сами сетевики.
Юрий Плюснин, профессор ГУ ВШЭ:
- В стране есть целые населенные пункты, которые больше 25 лет вообще не платят за электроэнергию. Например, в Карелии, Мурманской, Костромской и Вологодской областях. Обычно это поселения, где живут 200-300 человек. Бывает больше - до тысячи жителей. История типичная. Допустим, был колхоз, который в свое время провел линию электропередачи, в 90-е годы колхоз развалился, а линия осталась, люди пользуются. Все это фиксируется как потери в сети и, по сути, идет в счет других плательщиков. Но даже если допустить, что жители таких поселений захотят за электроэнергию платить, то окажется, что делать это некому: линии ничьи.