Работы финалистов премии Prix Pictet покажут в Москве

В музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов 19 января открывается выставка работ финалистов международной фотографической премии Prix Pictet.

"Пространство" - так лаконично была определена тема седьмого по счету "раунда" премии Prix Pictet. Созданная 10 лет назад с целью "привлечь внимание к проблемам устойчивого развития и окружающей среды - с помощью всех жанров фотографии", эта премия - с призовым фондом 100 тысяч швейцарских франков - сегодня стала одной из самых авторитетных в профессиональном мире.

Из 3500 номинированных фотографов в шорт-лист вошли 12 человек. Среди них есть и фоторепортеры из России: Сергей Пономарев, лауреат World Press Photo и Пулитцеровской премии (2016, за освещение миграционного кризиса в Европе в составе команды New York Times), и Павел Вольберг, обладатель наград Leon Constantiner Prize (2005) и Sony World Photography (2011). Победителем стал ирландец Ричард Мосс, ставший призером с серией "Тепловые карты".

Проект Мосса не только снят безупречно, он еще и придуман классно. 37-летний выпускник Йельского университета заинтересовался пространством лагерей беженцев. Он снимал их в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке. На эти маргинальные, пограничные по всех смыслах слова, пространства Ричард Мосс взглянул через оптику термографических камер, созданных, говоря военным языком, "в целях обнаружения и идентификации субъектов на расстоянии до 50 км, днем или ночью". Мосс задался вопросом: как выглядит мир через такую камеру? Камера реагирует не на свет - на тепло человеческого тела - и абсолютно равнодушна к индивидуальному образу. Выяснилось, что ее мир похож на негатив пленочной фотографии, где светлыми пятнами - фигурки людей. Они могут греться у костров, могут спать в палатке, стирать белье - их фигуры высвечиваются на черном фоне, словно вырезаны резцом на листе для гравюры. Для камеры важна только теплокровность людей. Ричард Мосс сделал видимым не только лагерь, но прежде всего ту властную оптику "слежения", в зоне которой находятся его обитатели. И надо ли уточнять, что мирное пространство, увиденное через оптику разведывательного теплового прибора, начинает "излучать" саспенс, присущий полю боя?

Мирное пространство, увиденное через оптику разведывательного прибора, начинает "излучать" саспенс, присущий полю боя

Работы остальных одиннадцати финалистов не менее увлекательны. Немец Томас Руфф сделал серию "ma.r.s": фотографии Марса, снятые камерой высокого разрешения с космического корабля в рамках проекта NASA. Эти черно-белые снимки Руфф обработал на компьютере, чтобы они предстали под углом зрения, скажем, пассажира корабля, летящего над Красной планетой. Так сказать, Марс с высоты аэроплана или птичьего полета. А кроме того, дополнил их цветом, предлагая пофантазировать, какой колористический спектр доступен "марсианам"... Славный ученик Бернда Бехера выступил в жанре, смешивающем sci-fi и высокотехнологичную научную фотографию.

В сходном жанре работает и Менди Баркер в серии "За пределами дрейфа: совершенно неизвестные животные". Ее фото отсылают к микросъемке. Она снимает пространство океанов: остатки пластикового мусора, которые предстают в "образах" неизвестных микроорганизмов. Пластиковым "организмам" фотограф придумывает латинские названия. Жанр мокьюментари в этом случае оказывается прологом к реальной экологической драме, разыгрывающейся "за пределами дрейфа".

Надо сказать, что съемки пространств, в которых двигаются и живут люди, тоже впечатляют. Так фотографии Бенни Лама реальных гонконгских "квартир-клетушек", площадь которых умещается в 57 листов формата А4 и где живут семьи с детьми, или кадры токийского метро в утренний час пик, сделанные Михаэлем Вольфом ("Токийское сжатие"), демонстрируют территории, на которые не ступала нога фотографа - просто потому, что ему не втиснуться.

Тем временем

Третьяковская галерея прощается с 2017-м, закрывая выставку "Некто 1917". К финисажу подготовлена ретроспектива фильмов Сергея Эйзенштейна, которые демонстрируются в сопровождении ансамбля "Персимфанс". 21 января в 18.00 "Персимфанс" исполнит музыку Эдмунда Майзеля к легендарному фильму "Броненосец "Потёмкин". Эдмунд Майзель написал музыку в 1926 году для европейского проката фильма. По словам Наума Клеймана, в Берлин, где в январе 1926 года состоялась европейская премьера "Броненосца "Потёмкина", Эйзенштейн привез пластинки с записью песни "Вы жертвою пали" (под которую в Одессе снималось "Прощание с Вакуленчуком"), чтобы совпали не только ритм, но и настроение, а также "Дубинушки" как музыкальный образ "народной стихии". Обе темы Майзель использовал в собственной обработке...