Счетная палата: Отдыхать летом во многих детских лагерях небезопасно

Отправляя ребенка на отдых в лагерь, стоит проверить, легальный ли он, нет ли среди его сотрудников людей с судимостью, которым запрещено работать с детьми, и не планируют ли там кормить детей откровенной "просрочкой".

Проверки детских лагерей отдыха, проведенные Счетной палатой, выявили массу болевых точек в организации отдыха ребят - от структурных до "человеческого фактора". Отчет об этой работе есть в распоряжении "Российской газеты".

Лагерь, которого нет

Первая неприятность, с которой могут столкнуться родители, отправляя свое чадо на отдых, это незаконность лагеря, в который приобретена путевка.

Он не прошел необходимые проверки Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Значит, в лагере могут быть нарушены правила проживания, питания ребят, а их безопасность никто не гарантирует.

В прошлом году в двенадцати регионах было выявлено 17 несанкционированных лагерей: в Якутии, Ленинградской, Московской, Свердловской, Тверской областях и других. В 2016 году их было обнаружено 55 в 24 регионах.

На берегу Кенозера в Архангельской области в такой "здравнице" отдыхали 50 детей. В Брянской области в лагере "Ипуть", не имеющего статуса юридического лица, находилось 76 детей. А на арендованном участке берега реки Катунь, что в Алтайском крае, был организован палаточный лагерь "Академия Робинзонов", в котором находилось 53 ребенка, один из которых утонул. Об этом лагере руководство края узнало только после трагического случая.

Как отмечают в Счетной палате, за работу без уведомления Роспотребнадзора предусмотрены меры административного наказания: работу лагеря могут приостановить на срок до 90 дней или оштрафовать. А вот ответственность юрлиц за оказание услуг в несанкционированных лагерях не предусмотрена, хотя они создают риски для жизни и здоровья детей, говорится в отчете аудиторов. Счетная палата предложила рассмотреть возможность введения ответственности физических и юридических лиц за оказание услуг в нелегальных лагерях.

К детям из зала суда

Вторая опасность - это педагогические кадры. В том числе недостойные, непроверенные педагоги.

Например, в Смоленской области в лагере "Торпедо" у пяти воспитателей и вожатых документы, подтверждающие их педагогическое образование, отсутствовали. В санатории им. Пржевальского Смоленской области у 17 из 53 работников не был подтвержден факт отсутствия судимости.

"Это создает риски предоставления услуг ненадлежащего качества и безопасности", - говорится в отчете Счетной палаты. И в нем же приводятся конкретные примеры.

В некоторых лагерях детей кормили просроченными продуктами и овощами с плесенью

В Архангельской области в 2016 году в профильном лагере "Подборье" подросток пытался покончить жизнь самоубийством.

В 2017 году в лагере "Буревестник" Архангельской области совершена расширенная попытка суицида пяти воспитанников. И только потом выяснилось, что руководитель лагеря имела судимость и ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, а также детского отдыха. Но уволена директор лагеря была только во время проверки Счетной палаты.

Аудиторы также выяснили, что в четырех районах Брянской области в лагерях, где в 2016 году отдыхали 669 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствовали медработники.

Плесень на десерт

Третья преступная халатность - повсеместные нарушения СанПиНов. Они были выявлены в лагерях Тывы, Архангельской, Брянской и Смоленской областей.

Дети жили скученно - при норме размещения четыре квадратных метра на одного ребенка фактически приходилось чуть более трех метров - на четверть меньше.

В Брянской области в лагере "Белобережский детский санаторий" питьевая вода не соответствовала нормативным требованиям по прозрачности, проще - была мутной. В Смоленской области санаторий им. Пржевальского принял продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность. В лагере "Улыбка" той же области мясные продукты поставлялись по просроченному сертификату. В Архангельской области в лагере "Робинзонада" хранились гнилые и покрытые плесенью овощи.
И неудивительно, что дети болеют. За два лета лечиться пришлось более 70 тысячам детей, находящимся на отдыхе.

Беззащитные

Четвертая проблема - в лагерях далеко не всегда обеспечиваются необходимые меры безопасности ребят.

В 2016 году в Архангельской области системой видеонаблюдения не были оснащены 75 процентов лагерей, и в 2017 году эта проблема сохранилась. В Тыве в лагере "Байлак" на посту охраны отсутствовал стационарный телефонный аппарат, кнопка экстренной сигнализации. Обнаружено оголение электропроводов, деформация и отсутствие защитных покрытий проводов, на щитках распределения отсутствовали защитные короба. А когда контролеры приехали в лагерь "Смена" Смоленской области, то увидели там незакрытые ворота, не было и поста охраны. Заходи кому вздумается!

Вывод был однозначный: "Надлежащие меры по обеспечению антитеррористической защищенности мест отдыха детей в Тыве, Смоленской и Архангельской областях не обеспечивались". В отчете Счетной палаты есть ссылка на данные МВД: только за май-июнь 2017 года при проверке лагерей было выявлено более 7 тысяч недостатков, направлено 2,5 тысячи информации в органы прокуратуры и органы исполнительной власти.

В поход без прикрытия

Пятая преступная халатность - не во всех регионах исполняется поручение президента страны об информировании терорганов МЧС о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным объектам. Также не выполнено и поручение о разработке порядка межрегионального взаимодействия при направлении детей за пределы региона.

За этой халатностью - опасность для жизни и здоровья детей. Например, в Архангельской области в 2016 году было совершено 35 туристических выходов с участием более 1600 детей. Но не было подано ни одной заявки о регистрации мероприятий с детьми в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС по Архангельской области, пожарно-спасательные гарнизоны и Единые дежурно-диспетчерские службы муниципалитетов региона.

Успеть до лета

Как отмечают эксперты Счетной палаты, до 2017 года никто на федеральном уровне официально не отвечал за детский отдых. Минтруд вел мониторинг и неформально сводил информацию, как идут дела в лагерях. И только в апреле прошлого года ответственным за детский отдых было назначено Министерство образования и науки России.

Пока же нет даже адекватной статистики. Информация о количестве лагерей и численности отдохнувших в них детей от разных ведомств сильно отличается. Так, по данным регионов, в 2016 году отдохнуло 8,55 миллиона детей, а по данным минтруда - 6,92 миллиона, Роспотребнадзора - 5,86 миллиона, а Росстата - 4,79 миллиона. При этом в регионах, которые проверяла Счетная палата, выявлены факты "задвоенности и завышения численности оздоровленных детей", отмечается в отчете.

Объем финансирования отдыха и оздоровления детей из бюджетов всех уровней и с учетом денег благотворителей составлял в 2016 году более 70 миллиардов рублей (из них средства федерального бюджета - 4,6 миллиарда), в 2017 году - более 62 миллиардов (из федерального бюджета деньги на это не выделяли). При планировании оздоровительной кампании минтруд не анализировал данные о численности детей, которых регионы планировали направить на отдых. Средства федерального бюджета распределялись между регионами по заявочному принципу и предоставлялись в форме иных межбюджетных трансфертов. Соглашения с регионами не заключались, целевые показатели не устанавливались, уровень софинансирования и меры ответственности также определены не были. Бурятии, Самарской и Тверской областям минтруд перечислил средства федерального бюджета на сумму почти 120 миллионов рублей вообще без гарантий регионов. Как следствие - в 12 регионах при полном использовании средств федерального бюджета детским отдыхом было охвачено детей меньше, чем планировалось. А в 12 регионах отдыхом и оздоровлением было охвачено на 8,5 тысячи детей меньше, чем планировалось.

Более 70 тысячам детей, находящимся на отдыхе, пришлось лечиться в летние сезоны 2016-2017 годов

Вызывает у Счетной палаты сомнение и стоимость путевок. В регионах, где была проведена проверка, надлежащего обоснования стоимости не было. А в Тыве по решению регионального министра образования стоимость одного дня пребывания в лагере за счет средств федерального бюджета была установлена более чем вдвое выше стоимости одного дня пребывания за счет средств республиканского бюджета.

В результате - расходы на приобретение путевок за счет средств федерального бюджета были необоснованно завышены на 22,5 миллиона рублей. В двух муниципальных образованиях Тывы средства федерального бюджета в сумме 942 тысячи рублей вообще были направлены не на оплату путевок и проезда к местам отдыха детей, а на закупку мебели, спортивных, хозяйственных и канцелярских товаров. А это признаки нецелевого расходования средств, заключает Счетная палата.

Все эти недостатки предстоит устранить до начала летних каникул-2018. Все необходимые рекомендации Счетная палата в своем отчете дала. И направила его в ведомства, которые должны следить за ситуацией с детским отдыхом и отвечают за него. Как сказали "РГ" в Счетной палате, это направление остается на контроле у аудиторов. И они намерены проверить, как изменится ситуация перед новым сезоном. И изменится ли.

Мнение

Галина Карелова, вице-спикер Совета Федерации:

- Законодательство о детском отдыхе, безусловно, надо совершенствовать и дорабатывать. И это будет сделано.

Закон, который вступил в силу год назад, предусматривая единую государственную политику в сфере отдыха и оздоровления детей, изначально предполагал свое дальнейшее развитие. Должен быть принят большой комплекс как подзаконных актов, так и законов, закрепляющих ряд процедур, направленных на усиление безопасности детей.

По данным мониторинга, который Совет Федерации продолжает вести, среди проблем, требующих первоочередного внимания, - это материально-техническое состояние лагерей, созданные в них санитарно-гигиенические условия, качество еды, уровень подготовки персонала.

К данному моменту принято около 80 разных нормативных актов для наведения порядка в организациях детского отдыха. В частности, сенаторы совместно с депутатами инициировали закон, который вступил в действие 30 сентября 2017 года. Он уточняет порядок подготовки детских лагерей к открытию с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических правил. Прежде это зависело в первую очередь от добросовестности хозяев лагерей. Проверяли их, как правило, постфактум, по каким-то определенным основаниям. Теперь законодательно введена обязательная предварительная оценка созданных в оздоровительной организации условий. По ее итогам территориальные органы Роспотребнадзора будут давать специальное заключение, которое подтвердит готовность детской оздоровительной организации к открытию и приему детей. Без него она теперь начать свою работу не сможет.

Кроме того, в весеннюю сессию должен быть рассмотрен законопроект, который предусматривает более жесткое юридическое оформление взаимоотношений родителей и организаций, предоставляющих услуги детского оздоровления, введение новой формы общественного контроля за работой органов исполнительной власти регионов по организации детского отдыха, открытость реестра учреждений, предоставляющих услуги детского отдыха.

Закон, вводя единые требования к организациям, занимающимся отдыхом и оздоровлением детей, предусматривал разработку профессиональных стандартов и квалификационных требований как к работникам организаций отдыха и оздоровления детей, так и к тем, кто будет привлекаться к работе в них.

Возможно, есть смысл, особенно в период Десятилетия детства, разработать специальную федеральную программу, которая бы учитывала все аспекты организации детского отдыха и развития его индустрии.