18.01.2018 19:00
Поделиться

Кожевникова: Иностранное кино можно ущемлять в пользу отечественного

Представители российской киноиндустрии продолжают комментировать громкий скандал вокруг переноса даты релиза "Приключения Паддингтона-2". Так, режиссер Владимир Хотиненко считает, что могло иметь место техническое недоразумение.

- Я считаю, что отечественный кинематограф необходимо поддерживать всеми возможными законными средствами, - сказал Хотиненко. - И за последнее время, мне кажется, успехи нашего кино очевидны. Говоря о прокате в дни новогодних праздников, мы видим, что большая часть от всех сборов приходится именно на российские фильмы. И, на мой взгляд, сейчас мы можем наблюдать видимые результаты деятельности Министерства культуры. И те действия, которые им предпринимаются, имеют безусловный положительный эффект. На недавнем Совете по культуре при Президенте России мы как раз говорили о том, что необходимы такие действия, которые бы создавали благоприятный климат для наших кинокартин. Что касается ситуации с фильмом "Приключения Паддингтона - 2", то, конечно, компания не имела права продавать билеты, не получив прокатное удостоверение. Но, возможно, тут имеет место быть недоразумение чисто технического характера.

Режиссер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов считает продажа билетов на вторую часть "Паддингтона" - это случай, когда бизнес бежит впереди паровоза.

- В прокате, который по большей части является частным, должны быть четко выверенные юридические взаимоотношения, но должны учитываться и интересы отечественной киноиндустрии, - заявил Герасимов. - Прокатное удостоверение на показ действительно хорошего семейного фильма "Приключения Паддингтона - 2" выдано с 1 февраля, о чем, насколько я знаю, прокатчик был предупрежден заранее, и начинать продавать билеты, не получив разрешительного удостоверения, - это, с моей точки зрения, грубое нарушение. Но, видимо, бизнес просто бежит впереди паровоза, желая заработать деньги. Здесь можно понять зрителей, которые хотели увидеть фильм, когда это было озвучено, и не могут понять, почему их лишили этой возможности.

Высказалась и актриса Мария Кожевникова. Она считает, что иностранное кино в российском прокате можно ущемлять.

- Я считаю, что наше кино сейчас быстро набирает обороты, в отличие от иностранного. Тот же фильм "Движение вверх": я, конечно, предполагала, что это будет хорошее кино, но результат превзошел ожидания. Я испытывала всю палитру чувств: и радость, и боль, и слезы, то есть все те эмоции, которые и должно вызывать кино. Я бы советовала смотреть этот фильм всей семьей, и можно не один раз! И хотелось бы, чтобы таких фильмов: про великих людей, про великие подвиги, про нашу великую историю - было больше. Или "Салют-7" - потрясающее кино, отличная работа Клима Шипенко. Я смотрела американскую "Гравитацию" и могу не кривя душой сказать, что графика в нашем кино была лучше, и это большой прорыв для нашего кинематографа. Уверена, что и в этом году в России будут выходить интересные картины.

Порой звучит критика в адрес министра культуры Владимира Мединского, но он делает важную, системную работу, которая дает результат. Знаю не понаслышке о ситуациях, когда Министерство культуры отказывало сомнительным проектам в государственном финансировании. То есть правильно отстаивало позицию Российского государства. И моя позиция - исходная точка в том, что заказчиком является государство. При этом никто не ограничивает наших великих творцов снимать то кино, которое они хотят, но, пожалуйста, за свой счет, рискуя своими деньгами. Поэтому, возвращаясь к критике Министерства культуры за ту протекцию, которая оказывается отечественным фильмам, - это по сути похвала. В политике будет всегда много разговоров, но главное - результат. И когда российский фильм собирает почти два миллиарда, когда все идет вверх, говоря аналогией той самой Олимпиады 1972 - матч выигран. Зритель стал верить российскому кино, осталось в этом смысле только почувствовать себя хозяевами в своей стране.

 По словам актрисы, почти все действующие в России кинопрокатные компании принадлежат иностранному бизнесу, и, следовательно, делают все, здесь нет ничего личного, чтобы извлечь для себя максимальную выгоду:

 - Почти все прокатные компании - не российские, поэтому действуют в своих интересах, бизнес и ничего личного. И в этой ситуации государство, безусловно, должно  помогать отечественному производителю. Например, существует множество разных уловок, которыми кинотеатры пользуются - к примеру, расчищают время под иностранное кино. А иностранные фильмы бывают тоже различного качества. Я, например, заставляю себя смотреть даже плохое кино (для понимания профессиональных ошибок коллег), но с тех же распиаренных "Звездных войн" я просто ушла.

Мария Кожевникова добавила, что сейчас такое время, когда государству все еще необходимо финансово помогать отечественному кино, но поддержку необходимо давать только таким картинам, которые прославляют Россию и ее народ.

- Если государство дает деньги, то оно является заказчиком, и, следовательно, вправе отбирать те фильмы, которые рассказывают о величии страны. А многие наши творцы почему-то считают, что они имеют право делать все, что угодно, да еще и со своими художественными домыслами. А государство им просто должно. Посмотрите - "должно" одно слово, но такие разные значения… Если вы хотите получить государственное финансирование, важен посыл и смысл. У нас много проблем в стране. И это не значит, что о них не надо говорить в фильмах, но как я уже сказала, если заказчик государство, то будь добр это осознавать. (Комментарий дополнен Марией Кожевниковой - Ред.)

Карен Георгиевич Шахназаров - кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер. Генеральный директор, Председатель Правления Киноконцерна "Мосфильм". Народный артист России.

- Непосредственная задача Министерства культуры Российской Федерации - всячески содействовать продвижению отечественного кино. Поэтому, когда оно предлагает каким-то образом менять графики выпуска, это абсолютно логичное действие со стороны Министерства культуры. Это его миссия - помогать российскому кино.

Другое дело, что, разумеется, Министерству культуры и прокатным компаниям необходимо в определенной степени находить компромиссы.

Я повторюсь, что смысл существования Министерства культуры Российской федерации в том, чтобы помогать российскому кино, в том числе в производстве и в прокате - чем Министерство культуры и занимается. Я думаю, что это правильно. И, безусловно, прогресс есть: киноиндустрия построена за последние 20 лет.