Сын Ильи Сергеевича Владимир служил во Внутренних войсках. Погиб в 2000-м. С 2008 года его отцу назначили пенсию по потере кормильца. При этом еще в 2002 году было объявлено о повышении пенсий сотрудникам правоохранительных органов, воевавшим в горячих точках, на 32 процента, а заслужившим звание Героя - на 100 процентов. То есть Илье Сергеевичу должны были начислить положенную добавку к пенсии за сына-героя. Но не тут-то было.
Проблема в том, что юридически воевавших в Чечне признали ветеранами только в 2004 году. И когда Илья Сергеевич в 2015 году обратился за компенсацией выплат, его сначала попросили показать ветеранские "корочки" своего сына (Владимир каким-то образом должен был получить их при жизни еще до выхода закона!), а потом сообщили, что повышение пенсий персональное, касается только самих ветеранов. Иными словами, положено только живым. Илья Сергеевич подал документы в суд. В результате выиграл его, ему насчитали к выплате без малого 400 тысяч рублей. И пожизненно увеличили пенсию.
Что показательно, суды в аналогичных делах в подавляющем большинстве случаев выносят решения в пользу истцов - родственников погибших. В одной только Свердловской области уже больше 50 дел выиграли члены семей сотрудников силовых структур. То есть суды на стороне родных. Что неудивительно. Еще в 2013 году Верховный суд России вынес разъяснение по таким делам: все пенсионные выплаты, положенные ветеранам, положены и родственникам погибших. Но, как это ни парадоксально, до сих пор складывается ситуация, когда ведомства, отвечающие за выплаты пенсий, не начисляют родным добавки.
Возникло юридическое хитросплетение, заключается оно в том, что правовые нормы разведены по разным законам. А читать их нужно в совокупности. Так, в законе от 12 февраля 1993 года о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел (ФЗ N4468-1), говорится о том, что ветеранам боевых действий повышается пенсия на 32%, и Героям России - на 100%. Но лица, относящиеся к ветеранам боевых действий, в этом законе не прописаны. Они перечислены в другом законе - "О ветеранах", от 12 января 1995 года (ФЗ N5). С 2004 года ветеранами признаны еще и те, кто воевал в Чечне с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также с августа 1999-го. Как говорится в разъяснении Верховного суда России: "Следовательно лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях (в Чечне. - Ред.), признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 года, в связи с чем именно с этой даты члены семьи ветерана боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение по закону от 12 февраля 1993 года". Но ведомства, отвечающие за выплату пенсий, упорно берут за основу только один закон, от 1993 года, не принимая во внимание все те, что идут с ним в связке...