- Согласно данным наших исследований, дефицит полезных веществ в капусте, луке и картофеле, выращенных в Прииртышье, составляет от пятнадцати до восьмидесяти процентов, - констатирует профессор Омского государственного медицинского университета Денис Турчанинов. - Как результат - большая часть населения Омской области страдает гиповитаминозами и микроэлементозами. А недостаток кальция, йода, железа, селена и других веществ создает благоприятную основу для развития серьезных заболеваний - сердечно-сосудистых, диабета, злокачественной опухоли, а также способствует появлению избыточного веса. Подобное происходит и в других регионах. Проблема настолько серьезна, что специалисты ставят ее в один ряд с эпидемиями.
По словам сельскохозяйственных ученых, качество культур действительно далеко от идеала, да и урожайность оставляет желать лучшего.
- По нашим данным, ежегодные потери урожая зерновых составляют 700-800 тысяч тонн. По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия - 400 тысяч тонн. Это означает, что при цене фуражного зерна в шесть тысяч рублей за тонну аграрии не досчитываются более двух миллиардов рублей, - пояснил корреспонденту "РГ" директор Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства, академик РАН Иван Храмцов. - Конечно же, одна из главных причин этого - состояние пашни и низкая культура земледелия. Половина хозяйств не имеет паров, многие полеводы не утруждают себя севооборотом, не проводят обработку почвы, не интересуются эффективными сортами. В соседних регионах - Новосибирской, Тюменской областях, Алтайском крае - похожая ситуация.
Сейчас урожайность зерновых в Омской области достигает восемнадцати центнеров с гектара, тогда как даже в царское время сибиряки собирали пшеницы, ржи и ячменя в полтора-два раза больше, хотя в ту пору крестьяне понятия не имели, что такое трактор, не говоря уж о современных технологиях. Зато они заботились о земле. Если еще в начале прошлого века содержание гумуса в почвах Западной Сибири составляло восемь-десять процентов, а кое-где доходило и до двенадцати, то теперь этот показатель снизился в два-три раза.
- По данным агрохимических исследований, почва в регионе нуждается в азоте, фосфоре и других микроэлементах, - отмечает Иван Храмцов. - Минеральные удобрения и гербициды восполнить этот пробел не в состоянии - это химические продукты. Земля должна иметь живую микрофлору, органику, возможность восстанавливать плодородие. Между тем в прошлом году омские селяне приобрели одиннадцать тысяч тонн удобрений. С учетом того, что регион располагает четырьмя миллионами гектаров пашни, получается смешная цифра - 2,5 килограмма на один гектар. Для сравнения: в Германии, скупающей наши удобрения, эта норма в сто раз больше.
По словам ученых, ситуацию, которая сложилась в этой сфере, вообще можно назвать абсурдной. В советское время государство снабжало удобрениями колхозы и совхозы почти даром, а теперь за килограмм приходится платить тридцать рублей. Сегодня в России производят двадцать миллионов тонн удобрений в год, и девяносто процентов этого объема уходит за рубеж за валюту. Вот и получается, что цена для европейских покупателей подъемна, а для россиян - нет. Сапожник без сапог.
Есть и другие факторы. Пользуясь попустительством местных властей, вандалы активно сдают в металлолом трубы былой оросительной системы. В результате, по данным агрохимической службы, искусственным поливом обеспечено лишь двенадцать тысяч гектаров пашни. Еще одна беда региона - "черные копатели", которые активизируются с наступлением весны и торгуют черноземом целыми самосвалами. Этот товар пользуется у дачников стабильно повышенным спросом.
Сегодня в регионе насчитывается около 500 тысяч гектаров бесхозных земель. Цветет бурьян даже на земле, имеющей законных хозяев.
- За последний год в Омской области выявлено более ста необрабатываемых участков, принадлежащих физическим лицам, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель регионального управления Россельхознадзора Олег Подкорытов. - Состоялись суды по искам об изъятии брошенной земли.
Буйно зарастает сорняками и находящаяся в аренде государственная земля. Однако специалисты полагают, что при желании заброшенную землю, расположенную даже в отдаленных районах, можно вовлечь в оборот. В качестве примера приводят северные территории, на которых активно развивают животноводство. А это пастбища, корма, сенокосы, под которые нужна хорошая почва.
- К тому же процесс создания новых сельских предприятий поощряет государство. Например, за последние четыре года молодым предпринимателям, желающим работать на земле, выдано более сорока грантов, - поясняет заместитель регионального министра сельского хозяйства Александр Курзанов.
Теперь власти Омской области решили целенаправленно сосредоточиться на качестве земли, объявив 2018-й Годом плодородия. Напомним, что минувший год в регионе был Годом животноводства, и, судя по результатам, не напрасно.
- Мы ощутимо продвинулись в молочном направлении. Несмотря на то что ряд хозяйств прекратил существование, произошло общее снижение поголовья, за счет продуктивности достигнут рост объемов. Ежедневно доим молока на сто тонн больше, чем год назад, а прирост на одну голову - пятьдесят-шестьдесят процентов. Зоотехники шутят: "Наконец-то коров накормили". Но на самом деле, так оно и есть. Некачественные корма, которые, в конце концов, заставляли животноводов покупать дорогие премиксы и кормовые добавки, а в результате терять производительность, теперь уходят в прошлое, - констатирует Александр Курзанов.
Максим Чекусов, министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области:
- Год плодородия поможет нам решить ряд ключевых задач. В их числе - увеличение площади мелиорируемых земель на 850 гектаров. На это в областном бюджете предусмотрено 82 миллиона рублей. Специалисты сосредоточатся на изменении структуры посевных площадей в сторону высокомаржинальных культур, повышения их качества за счет научно-обоснованного применения минеральных и органических удобрений. Будем решать проблему заболачивания земель. Ставим мельводхозу задачу - не только заниматься орошением территории вокруг Омска, но и бороться и избытком влаги на севере области. Необходимую технику федеральные власти уже передают региону, так что в ближайшее время мелиораторы смогут приступить к очистке каналов, которые десятилетиями зарастали, и поля можно будет вновь эксплуатировать. Не останется без поддержки и аграрная наука, нацеленная на повышение плодородия, продуктивности, качества питательных кормов. Совместно с учеными мы подготовили программу развития северных районов, включающую меры поддержки стимулирующего характера. Будем сопровождать все толковые проекты.