Правда, по словам замначальника областного департамента инвестиций и стратегического развития Надежды Поповой, отрицательную динамику по названному критерию демонстрируют сегодня практически все российские регионы, включая лидеров рейтинга. Даже Татарстан, куда Кузбасс намерен отправить делегацию за передовым опытом привлечения инвестиций.
- Нам тоже есть чем поделиться в плане создания благоприятной среды для развития бизнеса, - подчеркнула Надежда Попова. - Процедуры, необходимые для получения разрешения на строительство, у нас теперь занимают всего девять дней (это лучший результат в России), среднее время подключения объектов к электросетям сокращено со 114 дней до 75, а время постановки на кадастровый учет - с 65 до 49 дней. Высоко оценивают предприниматели и качество телекоммуникационных услуг. Но по целому ряду показателей мы топчемся на месте, теряя позиции, пока другие устремляются вперед. Так, ситуация с административной нагрузкой на бизнес у нас, к сожалению, ухудшается: согласно результатам опросов, растет количество дополнительно запрашиваемых проверяющими организациями документов, как и доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти.
В 2016 году на основе данных опросов, экспертных оценок и статистических данных в Кузбассе впервые составили внутриобластной рейтинг инвестиционного климата. Первыми из десяти территорий, участвовавших в пилотном проекте, стали Калтан, Кемерово и Новокузнецк. В 2018 году опыт решено продолжить, задействовав уже все 34 муниципальных образования и добавив методику оценки "тайный покупатель", а точнее, инвестор. Кроме того, с рядом контрольно-надзорных органов (в их числе, например, МЧС, Гострудинспекция и Роспотребнадзор) обладминистрация заключила соглашения о взаимодействии по улучшению инвестиционного климата. Представители всех этих ведомств войдут в рабочую группу по сопровождению инвестпроектов. Это, к слову, опыт еще одного региона-лидера - Тюменской области.
Выйти на конструктивный диалог ради снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес заставляет реформа контрольно-надзорной деятельности, которая продолжается в стране и рассчитана до 2025 года. Издержки, с этой деятельностью связанные, эксперты оценивают в пять процентов ВВП. Чтобы изменить положение дел, в течение года предстоит перевести на риск-ориентированную модель 38 видов контроля и надзора. Проще говоря, перестать приравнивать каждый цветочный ларек к объектам повышенной опасности, действительно нуждающимся в неусыпном контроле.
Так, кузбасское управление Роспотребнадзора уже формирует реестр, где все "подопечные" субъекты предпринимательства будут разделены по категориям риска - от значительного до низкого. Последние (как раз малый и средний бизнес) плановому контролю не подлежат вовсе. А для внепланового должны быть законные основания. В том числе - обращения потребителей, поручения правительства и президента РФ, подкрепленные соответствующими распоряжениями. К слову, в прошлом году к административной ответственности привлекли двух представителей областного управления Росприроднадзора, которые проверили одно из предприятий, вооружившись письмом из аппарата правительства РФ. Тогда как подобные поручения могут давать лишь председатель правительства, вице-премьер и президент.
- Согласует проверку прокуратура - мы ее проведем, а если хозяйствующий субъект не нарушает законодательства и не имеет конфликтов с потребителем, то его можно вообще не проверять, - уточнила замруководителя управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Елена Парамонова. - Таков сегодня посыл государства: конт-роль и надзор должны быть ориентированы на профилактику, а бизнес - на добросовестность и соблюдение закона.
Ежегодно кузбасская прокуратура отклоняет от десяти до двадцати процентов заявок контролирующих органов на проведение плановых проверок. Из шести с лишним тысяч, намеченных на 2018 год, согласовали чуть больше пяти тысяч. А число отказов в согласовании внеплановых выездных проверок, за счет которых контролеры после введения надзорных каникул, чего уж греха таить, пытались наверстать упущенное, в регионе одно из максимальных в Сибирском федеральном округе. В первом полугодии 2017-го этот показатель достиг 58 процентов.
Более того, проверяющие сетуют: даже если после тревожного сигнала получено добро на проверку, сделать это удается только после неукоснительного соблюдения процедуры. Работают прокуроры и над совершенствованием Единого реестра проверок. К слову, в свое время ответственные госчиновники неустанно твердили об отсутствии технической возможности для его создания. Но вот возможность нашлась, и теперь в Кузбассе к административной ответственности привлечены четыре представителя надзорных органов, которые не внесли в реестр сведения о проводимых проверках.
- Но и не пускать контролеров на порог, не ознакомившись с порядком исключения проверки из плана, тоже недопустимо, - отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена Латышенко. - Препятствовать проверяющим, даже если есть сомнения в законности и обоснованности их действий, не следует. Гораздо проще будет потом оспорить результаты такой проверки. Напомню: права, нарушенные в процессе контрольно-надзорной деятельности, нам удается защитить в семидесяти процентах случаев. Так, например, недавно суд отменил абсурдное требование одного из контролирующих органов: обеспечить работающих за компьютерами сотрудников подконтрольного предприятия подставками для ног. Хотя в кабинетах у самих проверяющих таких подставок и в помине не было. Между тем с проверенного работодателя собирались взыскать ни много ни мало пятьдесят тысяч рублей.
Для анализа адекватности требований к субъектам малого и среднего бизнеса в Ульяновской области осуществляют пилотный проект "АнтиРевизорро". Он включает в себя проверку "чек-листов", с которыми как раз и приходят на предприятия контролеры. Но еще до их прихода в эти листы призывают почаще заглядывать и тех, кто подвергается проверкам. Ведь всех требований в голове не удержать.
Однако, по словам Елены Латышенко, сегодня малый бизнес больше обеспокоен не самим фактом и процессом проверки, а ее результатом. Все чаще поступают жалобы на применение административных наказаний, несоразмерных нарушениям. Далеко не всегда, обнаружив те или иные недочеты, контролеры готовы не сразу же штрафовать предпринимателя, а дать ему возможность исправиться, получив предупреждение. В свою очередь, учитывая все еще недостаточную открытость надзорных органов, предприниматели опасаются лишний раз обращаться туда за консультацией. Однако принципы взаимодействия придется менять.
- Контролер должен осуществлять профилактические, сервисные функции, выступая в качестве эксперта по организации добросовестного и безопасного бизнеса, отвечающего всем требованиям закона, - убеждена Елена Латышенко. - Конечно, в условиях экономической нестабильности, при падающем потребительском спросе, предпринимателю под грузом штрафов закрыться проще простого. Но пусть он лучше закупает нормальную холодильную технику, внедряет современные технологии, переобучает персонал и продолжает трудиться на общее благо.
Марина Шавгулидзе, генеральный директор Кузбасской Торгово-промышленной палаты:
- Все требования к бизнесу, скажем, в Германии умещаются в десяток позиций, а в Казахстане - в 43. В России реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена не только на то, чтобы ее упорядочить и оптимизировать, но и на то, чтобы сократить количество требований, уложив их в определенный алгоритм, понятный бизнесу. Поскольку исполнительные органы лишь исполняют уже готовые законы, не следует забывать про еще один важный рычаг - оценку регулирующего воздействия, экспертизу нормативно-правовых актов, которые принимаются на всех уровнях. Но Кемеровская область в общероссийском рейтинге участия бизнеса в этих процессах пока, увы, занимает лишь 79 место.