18.01.2018 11:45
    Поделиться

    В Крыму находки подводных археологов пополнят парк "Патриот"

    Минувший сезон принес новые открытия и находки археологам Черноморского центра подводных исследований. Экспедиция на глубину более 90 метров развеяла один из мифов о сокровищах и позволила перевернуть страницу истории Великой Отечественной войны. А вскоре подводные находки ученых можно будет увидеть в 3D модели.

    Смерть от бобов

    В апреле 2017-го средства массовой информации облетела сенсационная новость: у берегов Крыма нашли немецкое судно Boy Federsen, потопленное в годы войны. По некоторым данным, пароход мог перевозить сокровища, награбленные фашистами на оккупированных территориях Советского Союза. Так что результатов исследования ждали с особым нетерпением. История корабля, прозванного "тот, который не хотел умирать", по-своему удивительна. Построен он был на немецких верфях и спущен на воду в 1919 году. Первоначально корабль назывался Anhalt. Купленный Советским Союзом он получил имя "Харьков" и отправился на Черноморский флот. В 1933 году пароход перевозил груз зерна и бобовых в Англию. Однако из-за навигационной ошибки судно село на мель у входа в Босфор. От собственного якоря оно получило пробоину, но, когда команда стала откачивать воду, помпы заглохли, наглотавшись зерна из трюма. А размокшие бобы буквально разорвали "Харьков" на две части. Посланная из Севастополя команда спасателей сначала отбуксировала в Крым носовую часть судна.

    - Вот когда нос был в Севастополе, а корма оставалась на мели у Босфора, в разных странах ходила шутка о том, что у Советского Союза самый большой пароход в мире: нос в Севастополе, а корма в Стамбуле, - рассказал "РГ" заместитель директора по науке ГБУ "Черноморский центр подводных исследований" Виктор Вахонеев.

    Через некоторое время в Севастополь доставили и корму "Харькова", судно отремонтировали и вернули в строй. Позже оно доставляло грузы в охваченную гражданской войной Испанию. Второй раз ЧП произошло в 1941 году. При отступлении советские войска повредили и затопили судно. Однако немцы подняли его, отремонтировали и снова вернули к жизни, теперь уже под именем Boy Federsen.

    10 августа 1943 года под усиленным военным конвоем он и болгарский пароход Varna были атакованы советскими охотниками. Boy Federsen получил пробоину и, потеряв управление, через сутки затонул, на этот раз окончательно. Усиленный конвой и породил версию о том, что корабль мог перевозить какие-то ценности, возможно предметы, награбленные в музеях. Путешествие к сенсационной находке проводила Русская подводно-исследовательская экспедиция при участии клуба "Ростов Дайв" и Черноморского центра подводных исследований.

    Одной загадкой меньше

    Впрочем, в тайну корабля верили только непосвященные. Еще до начала погружений ученые были уверены, что сенсации на дне не будет.

    - Миф о каком-то секретном грузе на борту был разрушен еще раньше, потому что историки понимали, что в 1943 году там ничего такого быть не могло, - говорит Виктор Вахонеев. - К тому времени немцы или уже все вывезли или еще не приступали к этому, потому что эвакуация с нашей территории была в 1944 году.

    Но экспедиция принесла ученым уникальный опыт. Впервые работы проводили на глубине 92 метра, что крайне сложно даже для опытных дайверов. И здесь неоценимый вклад в общее дело внесли члены клуба "Ростов Дайв". Только у них было все необходимое, крайне дорогостоящее оборудование для погружения на предельные глубины. А крымским археологам первый раз довелось работать на таком большом подводном объекте.

    - Boy Federsen - огромное судно, его длина 140 метров, - рассказал "РГ" директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Казанник. - Мы поставили два буя, на носу и в центре парохода на грот-мачте. Это только половина корабля, но даже такое расстояние нельзя было охватить одним взглядом.

    Судно хорошо сохранилось и возвышалось над ландшафтом. Разумеется, никаких сокровищ в его трюме дайверы не нашли, он был пуст. Зато на палубе обнаружили не сильно пострадавшие грузовики Mercedes-Benz и мотоциклы BMW. С борта подняли посуду эксклюзивной серии, выполненную для военных кораблей третьего рейха с немецким клеймом 1941 года. Все предметы пополнили коллекцию музея в Феодосии.

    А как же загадка усиленного конвоя? На самом деле, говорят специалисты, никакой загадки не было. В разгар войны немцы уже потеряли значительную часть техники и стали дорожить каждым транспортом. Такие суда представляли не меньшую ценность, чем сам перевозимый на них груз. Поэтому все пароходы ходили только группами с боевым охранением.

    Чудом не разграбили

    Немецкий грузовой пароход Birgit, также потопленный советской авиацией в годы войны, историки нашли еще несколько лет назад, но смогли обследовать его только в прошлом году. Судно лежит на глубине чуть больше 25 метров и только чудом осталось неразграбленным.

    - Недалеко от Birgit находится объект другого интересного кораблекрушения. Вот его на протяжении десятилетий облазили вдоль и поперек, ограбили из-за груза военной техники, - рассказал Виктор Вахонеев. - Поэтому никто не ожидал, что рядом находится еще один пароход. За 70 лет мы первые, кто погрузился на Birgit.

    Историки специально не раскрывают координаты находки, как и название соседнего затонувшего корабля, чтобы не давать никаких зацепок пиратам. От Birgit уцелели только нос и корма. Центральная часть судна практически полностью разрушена попавшей в него бомбой. Как и на Boy Federsen, трюмы этого "немца" были пусты. И здесь археологи подняли посуду и дургие предметы.

    - В носовой части корабля находится прекрасно сохранившаяся немецкая двуствольная зенитная установка, - рассказал Сергей Казанник. - Позже мы передадим всю информацию в Министерство обороны РФ с предложением поднять ее для парка "Патриот".

    На самом деле, погружения с аквалангом за спиной - только часть работы подводных археологов. Другая, менее заметная, но также важная составляющая - это изучение и обобщение материалов находок. А теперь ученые будут делать еще и 3-D модели подводных объектов.

    - Мы можем строить модели затонувших кораблей с целью мониторинга изменения их состояния и сохранения данных для науки, потому что через 100 лет многих судов, которые мы сегодня изучаем, уже не будет, - говорит Виктор Вахонеев.

    Полностью готова компьютерная модель легендарного парохода "Веста". А находки прошлого года ученые продолжают изучать.

    Справка "РГ"

    Черноморский центр подводных исследований - единственное в своем роде научное учреждение в России. На счету созданного в 2012 году центра уже несколько уникальных открытий. В их числе легендарный пароход "Веста", подводная лодка Щ-216 времен Великой Отечественной войны, исследования античного города Акра у берегов Керчи и памятника XIII века в бухте поселка Новый свет. В 2013 году, до введения санкций в отношении Крыма, центр провел международную конференцию по подводной археологии с участием специалистов из Германии, Италии, и других стран. А в прошлом году представлял Россию на аналогичной конференции в Турции. Помимо научного и исследовательского направлений, специалисты центра проводят огромную просветительскую работу. Находки подводных археологов стали основой музея, созданного в Феодосии. В минувшем году впервые на базе исторического факультета КФУ студенты смогли прослушать спецкурс по подводной археологии. Эти и другие заслуги специалистов Черноморского центра подводных исследований отмечены престижным дипломом Всероссийского конкурса "Область добра - 2016".

    Поделиться