Произойдет это по итогам новых проверок. В центре внимания контролеров - независимые АЗС. Об этом рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов в интервью "Российской газете". Суровые оборотные штрафы за некачественное топливо будут обкатываться в ходе второй волны масштабных внеплановых проверок автозаправок. Их Росстандарт проведет по поручению правительства в первом полугодии. А сам закон о новых штрафах начнет действовать 29 января. Росстандарт также будет регулярно проводить контрольные закупки бензина для борьбы с недоливом на автозаправках.
Алексей Абрамов сообщил, что во втором квартале начнутся внезапные проверки качества продуктов питания и других товаров со знаком ГОСТ.
Алексей Владимирович, сколько автозаправок ждут внеплановые проверки?
Алексей Абрамов: Мы проверим до тысячи АЗС во всех регионах страны. Для нас это дополнительная возможность не ослаблять степень государственного контроля в этой области. Мы видим, что эффект от проверок 2015 года (когда Росстандарт провел первую волну внеплановых проверок АЗС. - Прим. ред.) постепенно исчезает.
Берутся за старое?
Алексей Абрамов: Да. В 2015-2016 годах по сегменту сетевых заправок мы достигли очень хороших показателей по качеству топлива. Но вот по независимым АЗС ситуация сначала чуть улучшилась, а теперь положительная тенденция опять замедлилась.
В ходе первой волны внеплановых проверок мы проверили 3,5 тысячи заправок. Тогда нам помогала прокуратура, было поручение президента. Но с учетом ужесточения санкций к нарушителям и подключения общественного контроля проверок даже тысячи автозаправок будет вполне достаточно. Мы работаем в партнерстве с производственным контролем крупных компаний - они заинтересованы в порядке внутри, чтобы на местах не воровали и не обманывали. Большинство топливных трейдеров с именем опасаются огласки информации о нарушениях, поэтому здесь важно участие и общественного контроля.
Мы уже работаем с Федерацией автовладельцев России и другими организациями. Действуя по официально утвержденным Росстандартом методическим рекомендациям, они понимают, что в этом случае мы сможем проводить проверки и назначать штрафы по конкретным случаям, которые они выявили.
С технической стороны все готово для перехода от твердых к оборотным штрафам?
Алексей Абрамов: Если нарушители откажутся предоставлять документы для расчета этих штрафов, мы будем запрашивать их в налоговой инспекции. Учитываться будет вся выручка за топливо, полученная за предшествующий год, даже если нарушение обнаружено, например, только по АИ-95. Закон исходит из того, что контролер приходит редко, но раз уж вас поймали, скорее всего, вы этим занимались систематически. Такая же логика действует в антимонопольном законодательстве. Нарушитель должен знать, что кара может настигнуть в любой момент. В этом смысле оборотный штраф - больше профилактическая мера. Чтобы все понимали, что хулиганить не надо, а надо работать по правилам.
Росстандарт планирует получить право на контрольные закупки топлива. Зачем?
Алексей Абрамов: Это очень правильный инструмент, раньше он был, а потом исчез из законодательства. Это позволяет, не останавливая деятельность предприятия, осуществить юридически значимую закупку и провести исследования топлива. Если все нормально - разошлись без претензий. Странно, что сегодня не все надзорные ведомства такими инструментами обладают.
Коррупционные риски от этого разве не растут?
Алексей Абрамов: Сейчас многое сделано, чтобы таких рисков было как можно меньше на всех уровнях. Но оставлять людей, ответственных за защиту рынка от опасной продукции, без необходимых инструментов для работы неправильно. Контрольные закупки восстанавливают баланс между защитой бизнеса и интересов потребителей. Сейчас он, на мой взгляд, пока перекошен в сторону интересов бизнеса, прежде всего, недобросовестного.
Какую зарплату получает инспектор, который приходит на АЗС?
Алексей Абрамов: В среднем 15-20 тысяч рублей в месяц, это оклад без премиальных. Конечно, это не та зарплата, которая отбивает всякую мысль о каких-то противоправных действиях. Но это общая проблема территориальных подразделений федеральных органов власти. С другой стороны, в контролирующие структуры молодые специалисты с хорошим юридическим образованием идут часто для того, чтобы получить опыт, а потом уйти на более высокооплачиваемую работу. Да, конечно, мы бы хотели, чтобы они оставались, и, думаю, нам придется решать вопрос по заработной плате для таких специалистов.
Вы, наверное, получаете много жалоб на недолив топлива?
Алексей Абрамов: Да, это очень непростая история. Воровали всегда и везде, разные хитрости использовали и раньше. Но чем более усложняется техника на заправках, тем, оказывается, проще обманывать. Вплоть до того, что есть даже такие способы и уловки, когда оператор индивидуально подходит к тому, кого и на сколько обмануть - он может задать недолив конкретно в эту машину, потом через две еще в одну и так далее. Мы уже сталкивались с таким виртуозным управлением количества отпускаемого топлива. При этом все оборудование поверено, опломбировано, все вроде бы чисто.
Когда в 2015 году проводили внеплановые проверки, были и уголовные дела, даже приговоры, когда удавалось доказать, что недолив был не какой-то случайностью, а именно системой. Но поймать на этом очень сложно, здесь принцип внезапности определяет все. С проверками качества топлива проще - бодяжный бензин быстро удалить с заправки не получится, а по недоливу почти всегда нужно сделать несколько контрольных закупок в течение дня, чтобы воры не заподозрили проверку.
Алексей Абрамов: Конкретных решений, которые нас прямо сейчас спасут, конечно, нет. Будем обсуждать их в рамках профильной рабочей группы госкомиссии по противодействию контрафакту. Но ясно, что без помощи добросовестных участников рынка, общественного контроля и силовых ведомств мы проблему не решим. Конечно, МВД не может разбрасываться силами и ресурсами по всему потребительскому рынку. Но я считаю, что в отношении закоренелых "недоливателей" надо активно использовать уголовное наказание, и мы вместе это должны обеспечить. Это же организованный преступный бизнес, который позволяет извлекать сверхдоходы за счет обмана потребителей. Государство не дополучает налогов. За такие действия должна быть судимость с серьезным штрафом и взысканием ущерба. В Центральном федеральном округе мы уже регулярно проводим проверки на недолив, будем распространять эту практику и в других федеральных округах.
Любой автомобилист скажет, что на каждой второй заправке не доливают. Согласны?
Алексей Абрамов: Нет, конечно, это встречается реже. Пока все оценки очень приблизительные. Тигру же всегда "не докладывают мясо". И при этом есть большое число людей, которые даже сдачу не пересчитывают, их доверчивость тоже создает почву для правонарушений. Особенно если компания не дорожит лояльностью клиентов, а просто хочет поскорее заработать и потом исчезнуть.
Когда начнется проект по присвоению звезд заправкам?
Алексей Абрамов: Мы его сейчас запускаем вместе с Федерацией автовладельцев России. Проект позволит правильно раскрасить добросовестных игроков, которые в добровольном порядке готовы раскрыть все карты, показать все технологические процессы, как у них организовано обслуживание клиентов, какие условия не только для продажи топлива, но и для дополнительных услуг. В рамках Национальной системы сертификации уже работают около 30 региональных центров по стандартизации и метрологии, поэтому мы сможем оказывать эти услуги на большей части территории страны.
Проект национального стандарта, который описывает, сколько звезд за что присваивается, подготовлен. Ранжирование в нем пока больше идет в наборе услуг - есть ли туалет, услуги питания, технические сервисы, подкачка шин, заправка омывающей жидкостью. И оценка соответствия топлива требованиям техрегламента. Оцениваться должны все важные эксплуатационные характеристики топлива, которые закреплены ГОСТами и проверяются производителями. Мы еще обсудим этот вопрос с общественниками. После того, как стандарт утвердим, будет подготовительный период перед его практическим применением.
Звезды будут находиться в мобильном приложении или и на самой заправке?
Алексей Абрамов: Они могут быть и на стелах при АЗС, и в приложении на смартфоне. Мы надеемся, что сможем вместе с отечественными операторами обеспечить интеграцию этих звезд в навигатор, раз им пользуется большинство автолюбителей.
Алексей Владимирович, в прошлом году в нескольких регионах заработала Национальная система сертификации (НСС). Признан ли опыт успешным и как проект будет масштабироваться?
Абрамов: Мы получили около 300 заявок от производителей, то есть интерес есть, особенно в Нижегородской, Кировской и Оренбургской областях. Из них 100 производителей прошли сертификацию и уже значатся в "белом" списке на сайте Росстандарта. В основном это пищевая продукция, и это показательно, потому что наша система призвана прежде всего помочь потребителю выбрать качественный продукт. Есть и промышленная продукция.
С 2018 года мы откроем прием заявок на участие производителей в НСС во всех регионах, во всех наших региональных центрах. В дальнейшем мы будем готовы подключать специализированные государственные лаборатории и органы по сертификации. Также не исключена возможность участия в НСС и частных организаций при условии, что они докажут свою компетентность и честность.
Когда начнутся внезапные проверки той продукции, которая уже получила знак качества?
Абрамов: Во втором квартале. Результаты мы будем размещать на сайте.
Как донести до потребителя, что он покупает именно продукцию, которая прошла проверку в НСС? Будет ли какая-то кампания по продвижению этой системы, чтобы люди о ней узнали?
Абрамов: И да, и нет. НСС - некоммерческий проект, и мы не должны продвигать "покупай по ГОСТу" или "ГОСТ - наше все". Но надо донести до потребителей, что знак НСС и наличие производителя в "белом" реестре означают, что это и есть продукция, произведенная по ГОСТу. Только об этой смысловой связке мы должны проинформировать людей. Должны быть совершенно простые способы сверки ГОСТ - не ГОСТ. Пока наш "белый" реестр не очень объемный, его можно полистать, но как только он перевалит за 500-700 позиций, в нем невозможно будет ориентироваться. Поэтому мы планируем в 2018 году запустить маркировку продукции со знаком НСС (штрих-кодом или QR-кодом), чтобы через смартфон покупатель мог сразу попасть в реестр и свериться с официальными данными.
В связи с тем, что проект развернется на всю страну, какие последствия возникнут для производителей, которые не вошли в НСС, но ставят на своих товарах знаки ГОСТа?
Абрамов: Мы всех предупредили. С этого года с представителями общественности, в том числе с коллегами из Роскачества, начнем контрольные закупки таких товаров для проведения исследований. Если выяснится, что заявленным стандартам они не соответствуют, будем вывешивать их на "доску позора", а при наличии признаков административных правонарушений или уголовно наказуемых деяний - возбуждать соответствующие дела. Хватит шутить с доверием потребителей к национальным стандартам.