"То, что наша внешняя политика пользуется в обществе широкой поддержкой, по-моему, лучшее свидетельство того, что попытка изменить внешнюю политику путем давления на элиты и отдельные компании бесперспективна", - отметил глава российского МИД, отвечая на вопрос о предстоящем 29 января выходе двух отчетов администрации президента США: "кремлевского доклада" (списка лиц, приближенных к российскому руководству) и доклада о целесообразности введения в отношении Москвы новых экономических санкций.
Лавров также напомнил, что Москва неоднократно указывала на то, что не ищет никакой конфронтации. "Считаем, что санкции вводятся абсолютно безосновательно в том, что касается их причин. А что касается целей, которые они призваны достигнуть, то это тоже бессмысленно, потому что за годы действия этих санкций их авторы могли бы уже убедиться, что честную, открытую и конструктивную российскую политику эти санкции изменить не смогут", - подчеркнул министр, обратив внимание на невозможность изменения извне независимой, самостоятельной линии России в международных делах, которая опирается на национальные интересы.
В то же время Лавров дал понять, что даже с учетом беспрецедентной агрессивности Вашингтона по отношению к Москве наши предложения по налаживанию отношений остаются в силе. "Предложения в силе всегда. Мы никогда не "встаем в позу", а стараемся понять контекст тех действий, которые предпринимают американцы или другие наши коллеги. В данном случае мы прекрасно понимаем, что имеет место сочетание целого ряда факторов, которые обуславливают такую беспрецедентную агрессивность, как сейчас принято говорить, американского истеблишмента", - отметил министр, добавив, что главным фактором является нежелание "демократов пережить свое поражение, вложив столько сил и предприняв столько действий, в том числе по снятию Берни Сандерса "с пробега", о чем сейчас мало хотят вспоминать". "Это было прямое манипулирование избирательным процессом в грубейшее нарушение Конституции США", - указал он.
Вторым фактором, по мнению Лаврова, является ситуация, в которой оказалась большая часть Республиканской партии, "когда они получили внесистемного президента, который "не пророс" сквозь все ступени республиканского истеблишмента и который "на поляне" республиканцев получил голоса избирателей в ходе праймериз". А третий элемент российский министр выделил отдельно. "Это ощущение утраты возможности влиять на все процессы в мире в интересах США. Может быть, это парадоксально звучит, но это так. Это будет ощущаться очень длительный период", - подчеркнул Лавров.
Между тем, Лавров также указал на то, что Западу необходимо уважать "красные линии" российской политики. "Если исходить из того, что у нас не может быть никаких интересов в регионе, в Евроатлантике, тогда да, граница Российской Федерации - красная черта", - сказал Лавров. Он напомнил, что у России есть "законные интересы, есть русские, которые в одночасье оказались за границей, когда развалился СССР, есть культурные, исторические, тесные личные и семейные связи с нашими соседями". И Москва имеет право защищать интересы своих соотечественников, тем более когда они подвергаются гонениям во многих странах, когда их права притесняются.
"У России есть интересы и об этом люди должны помнить. У России есть красные линии. Я считаю, что серьезные политики в Европе понимают, что эти красные линии необходимо уважать, также как их уважали во время холодной войны", - добавил министр.