Успех закономерный, четко ПРОСЧИТАННЫЙ создателями. Не стану лезть на чужое поле кинокритики. По общему мнению - хорошо сделанная работа, сценарий, режиссер, актеры, пиар-кампания, - все подогнано одно к одному, швы нигде не торчат. Профи.
Обычные возражения - факты искажены. Но есть банальная аксиома: воссоздать прошлое (даже недавнее) ТОЧНО - так, чтобы никто не нашел ошибок, в принципе НЕВОЗМОЖНО. Бывает максимально возможное приближение ("Мой друг Иван Лапшин"), бывают совсем грубые ляпы ("Семнадцать мгновений весны") - качество фильма не от этого зависит. Да кино (как вообще искусство) совершенно не должно "говорить правду". Такая цель абсурдна, ведь даже если точно снять всю фактуру до последней кнопки, автор все равно по определению СУБЪЕКТИВНО (значит "лживо", с чьей-то точки зрения) покажет единственно важное - Дух Времени. Причем не того, которое было вчера, но того, которое попадет в резонанс сегодня. Факты прошлого нужны для кино (в отличие от науки!), чтобы из этой глины слепить то, что хочет автор, то, что ему кажется интересным для зрителя. Что-что, а уж искусство - это точно "вещь-во-мне", субъективный идеализм.
Другое дело, что сама эта субъективность, конечно, не "произвольна", если находит отклик у зрителя.
Вот об этом и речь.
"Движение вверх" точным, хорошо поставленным броском закинуло зрителя в кассу - начиная с названия. Мелодия знакомая, угадывается и ведет. "Поднятие с колен" - вверх! Это востребовано. Наша Команда во главе с Тренером побеждает американцев. Все в тренде.
Сейчас у нас, как известно, нет цензуры. Не хочешь снимать в духе госпатриотизма - найди независимого спонсора и вперед. Никто мешать не будет. Больше того, бывает что даже казенные деньги дают далеко не на казенные фильмы. Но проблема не только в деньгах, а в том, что широкий зритель охотно идет именно на "патриотическое кино" - оно не только на экране, "скрепы" у него в голове. "В своей душе находит их родник". Успех дает именно синергетика экрана и души в общем этическом поле.
Конечно, одной "идеологической правильности" маловато - на пафосную халтуру людей нынче не разведешь. Если на бутылке этикетка "коньяк", а внутри кисель, много не выпьют. Тут требуются профи. Чтоб сделать патриотическое кино (де-факто это значит более или менее с антиамериканским привкусом, т.к. иного живого, не пресного "патриотизма" у нас нет) качественно, нужен Голливуд. И штампами американских блокбастеров наиболее мастеровитые российские режиссеры за последние годы овладели. Как и ведущие антиамериканских ток-шоу научились копировать технику американских ТВ-шоу - только в более брутальном исполнении.
После "величайшей культурной катастрофы" - распада советской (антисоветской) культуры, в кино произошли знаковые перемены.
Умер политкорректный "советский детектив", где между милиционером и вором была пропасть. Родился полицейский фильм, где их отличить непросто. Получил права триллер. Умерла Великая Советская Комедия про симпатичных лохов Женю Лукашина, С.С. Горбункова, тов. Новосельцева, Шурика, Мимино и гениального Ю.И. Деточкина, про всю эту стабильно стоящую на ушах жизнь. Когда мы с головы сперва "упали на колени", а потом резко "встали с колен" - хрупкая конструкция доброй иронии полетела и разбилась вдребезги, да и фиги высыпались из кармана на мостовую и были безжалостно раздавлены. "Новые русские комедии" кроме сдавленного рыдания ничего не вызывают.
Зато появилось несколько очень успешных социально-патриотических драм. "Брат", "Легенда N 17", то же "Движение вверх". В советском патриоткино герою, чтобы показать, что он все-таки не манекен, оставались только "вторичные человекообразные признаки" - без конца кушать водку и курить. Но эволюция госзаказа эти рудименты уничтожила. Зато появились герои изнутри живые - то больные, то злые, то несчастные, а то и просто бандиты. В совкино нечто похожее промелькнуло один раз - в "Экипаже". И несмотря на бешеный успех, продолжения не последовало.
Эталонной драмой эпохи "постправды постсовка" стали "Брат" и "Брат-2". Там сложена наша постидеология, найдены скрепы. Обида на несправедливый мир, комплекс неполноценности оттого, что не по своей вине стал лузером - все это триумфом воли трансформировано в комплекс Сверхполноценности, желание восстановить свою Правду и веру, что победа будет за нами (вера подкреплена обрезом). Это - "Брат". Ну а "Брат-2" нашел желоб для стока справедливости. "Брат" мельком пророчит "и будет твоей Америке кирдык", а "Брат-2" кирдык им устраивает, попутно бросив украинским мафиози: "За Севастополь отдельно ответишь!"
Социальная драма героев - сильных, с острыми психологическими проблемами, действующих и побеждающих на пределе сил. Еще раз, тут совсем не советское кино, это - наш Голливуд, наши Рембо, Рокки...
С одной деталью. "Ходить бывает склизко /По камешкам иным. / Итак, о том, что близко, / Мы лучше умолчим".
Герой (герои) восстанавливает справедливость где и когда угодно, только не здесь и теперь. Устанавливает в тяжкой борьбе (спортивной и иной) с американцами. ТАКАЯ справедливость нам нужна, ТАКАЯ борьба - кого надо и с кем надо борьба. И эти страсти находят живой отклик у зрителя кино (и ТВ-шоу) - мяч в сетке, пазл в мозгу складывается, цементируется.