Родители не пустили в школу детей, но пришли сами на митинг против действий директора. Он, по их мнению, самовольно в каникулы демонтировал спортивный уголок, который находился в холле. Директору предъявили ультиматум - вернуть конструкции назад. Демонтаж спортивного комплекса стал последней каплей в противостоянии родителей и директора школы.
Школа Тубельского, надо сказать, не совсем обычная. Большое внимание там уделяется самоуправлению, формированию активной жизненной позиции учеников, одним словом, воспитанию.
"В школе сложилась ситуация СОВМЕСТНОСТИ коллектива детей, учителей, родителей. Годами выращивалось неприятие бюрократического, формального подхода к делу, к людям. Коллегиальное управление школой было реальностью. Была написана школьная Конституция. Никакие уроки обществознания или лекции по праву не могут дать той мотивации, которая возникает у ребенка, участвующего в создании и принятии законов, касающихся непосредственно его прав и обязанностей. Главным законодательным органом школы был ее Совет, в который входили ученики, учителя, родители. Это учило умению отстаивать свое мнение, признавать и уважать чужое. Позже Совет школы заменил Управляющий совет, собирающийся значительно реже. Но выборы в него проходили так же, как раньше. Одновременно с выборами в Совет проходили и выборы в Суд чести, куда входили и взрослые, и дети, способные справедливо разрешать конфликты" - рассказали в коллективном письме в редакцию "РГ" учителя школы 734.
Еще одна особенность школы - работа по принципу полного дня. Именно на это нацелены сегодня все школы. Все кружки, занятия и мастер-классы для детей в 734-й школе были бесплатные, а выбор дополнительных занятий был всегда очень большой.
По словам родителей, с приходом нового директора многое в школе изменилось: суд чести упразднили, кружки и продленка стали платными, а часть педагогов уволили. Самое печальное, что общего языка новому директору и родителям найти пока не удалось.
В сложной ситуации сегодня оказались многие школы с авторскими методиками преподавания и программами, которые не очень укладываются в единые стандарты. Например, программы Эльконина-Давыдова, Занкова, которые когда-то считались самыми подходящими для одаренных учеников, сейчас остались в немногих классах, да и то только в началке. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили не предполагает, что дети за полгода в первом классе должны выучить букварь назубок и бегло читать. Реальное школьное самоуправление - вообще нонсенс при подушевом финансировании и единоначалии директора.
Директоров-педагогов во многих школах сменили управленцы и менеджеры. Они знают, как составить отчет по закупкам, но Макаренко и Ушинский от них так же далеки, как Владивосток от Калининграда.
В 734-й школе 25 января пройдет открытый управляющий совет, с онлайн-трансляцией. Может быть, так родители и директор услышат друг друга?
Сергей Москаленков, директор школы N 734, Москва:
- Как говорится, "хочешь что-то изменить - начни с себя", поэтому я приношу свои извинения за поспешно принятое решение. Я слишком резко и, как стало понятно, неожиданно для многих родителей принял решение о демонтаже спорткомплекса, мне следовало начать долгий и тщательный процесс согласования. Мы все стали свидетелями того, к чему приводят такие быстрые действия, даже если намерения исключительно позитивные, и это послужило мне хорошим уроком. Но, с другой стороны, ведь именно это решение положило начало очень важному и большому обсуждению множества вопросов в школе, которые требуют внимания. Может быть, мы впервые серьезно стали обсуждать самое существенное в нашей школе. Мы учимся друг друга слышать и вместе ищем новые решения. Создали рабочую группу по восстановлению спортивного комплекса. Вместе с рабочей группой изучаем опыт передовых школ в организации пространства, чтобы найти лучшее решение для нашей школы.
Технологии развиваются слишком быстро, и мы не можем себе позволить отставать, поэтому новые свежие идеи не помешают. Удобный и надежный комплекс, собранный из новейших безопасных и экологических материалов с множеством вариаций и с минимальной травматичностью, - разве это плохо?
Когда я говорю о новом и позитивных переменах, подчеркиваю, что первичны для нас, для меня - общие ценности, единые для всей системы образования.
Сохранение уникальности Школы Тубельского вместе с внедрением новых решений и новых идей - наша общая задача.