Говорили и об "открытии" Египта. Первые самолеты полетят в Каир в феврале. Участники рынка не исключают, что туроператоры начнут продажу путевок в страну пирамид в ближайшее время - счет идет на дни.
Олег Петрович, готовы назвать гостиницы, попавшие в "черный список"?
Олег Сафонов: В него вошла 41 гостиница. Эти объекты расположены в Волгоградской, Самарской, Калининградской, Ростовской областях, Краснодарском крае и Москве (полный список есть в распоряжении "РГ". - Прим. ред.). В отдельных случаях нормативы по стоимости номеров превышены на 260 процентов и более. Мы обнародуем этот список в ближайшее время. Он составлен по результатам мониторинга требований постановления правительства о госрегулировании стоимости гостиничного обслуживания в городах, где проводится чемпионат мира по футболу. Информацию мы направили для принятия мер в Федеральную антимонопольную службу и Роспотребнадзор.
Кстати, похожая история с резким повышением цен была на российских курортах, когда временно прекратились продажи путевок в Турцию и Египет. Отельеры тогда посчитали, что туристам деваться все равно некуда, приедут и заплатят. Мы вместе с региональными властями и участниками рынка стали проводить системную работу, нацеленную на предотвращение необоснованного повышения цен и недопущение причинения ущерба имиджу российского туризма. И в ключевых курортных регионах, например, в Сочи, тенденцию удорожания отдыха во многих случаях удалось переломить. Надеюсь, что вместе с ФАС России и Роспотребнадзором ситуацию с отелями в городах - организаторах чемпионата мира по футболу мы тоже изменим.
Олег Петрович, а когда в Египет полетят чартеры? По данным туроператоров, после возвращения на рынок Турции поток отдыхающих в Краснодарский край и Крым снизился. А что теперь будет?
Олег Сафонов: Туроператорам разрешено формировать туры на базе регулярного авиасообщения с Каиром. Про чартеры пока говорить рано. Что касается влияния на внутренний туризм, то усиление конкуренции с выездными направлениями всегда идет на пользу, поскольку является мощным стимулом к повышению качества обслуживания, созданию более комфортных и привлекательных условий отдыха. Российские туристы от этого, безусловно, окажутся в выигрыше.
К сожалению, у многих россиян сформировался негатив по отношению к внутреннему туризму. Мне обидно за наши курорты, я же вижу, сколько хорошего там уже сделано. Как поменять "минус" на "плюс"?
Олег Сафонов: А я считаю, что мнение россиян об отдыхе внутри страны постепенно меняется в лучшую сторону. Сохраняющаяся позитивная динамика внутреннего турпотока является тому подтверждением. Сегодня наши граждане заново открывают для себя свою родину. Конечно, впереди еще предстоит большая работа, чтобы качество отечественной туристской инфраструктуры и уровень сервиса соответствовал требованиям российских туристов. Особенно тех, которые успели не раз и не два побывать за рубежом и сформировать собственное представление о том, каким должно быть размещение и туристическое обслуживание. Однако очень часто заниженные ожидания от турпоездки по России в процессе путешествия выливаются в приятное удивление. Наша страна действительно сильно преобразилась за последние годы, и туристическая среда стала на порядок лучше. Примечательны результаты социологического опроса туристов, который проводился в Крыму в июне прошлого года: свыше 85 процентов респондентов заявили, что планируют посетить полуостров повторно. Это наглядный пример того, что отношение к внутреннему туризму у тех, кто путешествует по стране, меняется от негатива к позитиву.
На мой взгляд, проблема в том, что все сравнивают Россию в основном с Турцией, где вдоль берега выстроены огромные отели, работающие по системе "все включено". На наших черноморских курортах большое количество небольших гостиниц, у которых и бассейна своего зачастую нет. То есть россияне хотят видеть у себя Турцию.
Олег Сафонов: Сравнивать Россию с Турцией и Египтом не совсем корректно. Курортную индустрию этих стран начали развивать почти полвека назад на деньги иностранных инвесторов, в частности из Германии и Израиля. За эти годы в инфраструктуру и сервис турецких и египетских курортов были вложены огромные средства. Мы в этом отношении находимся еще в начале пути. Мощнейший импульс развитию туристической инфраструктуры на черноморском побережье России придали Олимпийские игры в Сочи. Сегодня этот город-курорт предлагает своим гостям отличные гостиницы и сервис, которые, кстати, весьма востребованы, несмотря на прогнозы отдельных скептиков, которые предрекали созданной в Сочи инфраструктуре простой после завершения Олимпиады.
Сегодня мы видим, что сочинские гостиницы максимально загружены и зимой, и летом. А на пике сезона мест вообще не хватает. И качество отдыха там не ниже, а в ряде случаев и выше, чем на популярных зарубежных курортах.
С другой стороны, Сочи у нас фактически единственный в России курорт, который может похвастаться высокими показателями в любое время года.
Олег Сафонов: Понятно, что такого рода проектов, как Сочи, нам нужно несколько и в разных частях нашей страны. Необходимо дальше строить новые отели, повышать качество обслуживания. Очень способствует решению этой задачи проведение масштабных международных спортивных и культурных мероприятий на территории нашей страны. Так, например, подготовка к предстоящему чемпионату мира по футболу дала стимул развитию инфраструктуры и сервиса в городах-организаторах. Мы рассчитываем, что положительный эффект здесь для развития инфраструктуры и сервиса, создания благоприятной туристской среды в регионах проведения матчей будет аналогичен тому, который обеспечила Олимпиада для Сочи.
Чтобы где-нибудь, скажем в Анапе, появился "второй Сочи", придется все снести и отстроить заново. А мощного стимула типа Олимпийских игр и футбола уже нет.
Олег Сафонов: Все сносить, наверное, не стоит. Однако единые требования с точки зрения архитектурных решений, думаю, необходимы.
И как, по-вашему, они могли бы выглядеть?
Олег Сафонов: У нас страна большая, регионов много, в каждом свои этнокультурные особенности. Все это, конечно, нужно учитывать. Но нужен стиль общенациональный, в котором будет воплощена общность российских народов, уникальность страны как единого целого.
У меня есть ощущение, что мы стесняемся своих самых узнаваемых символов, считая их стереотипами. Даже турбренд России, который был выбран народным голосованием, не имеет прямого намека на принадлежность именно российской культуре.
Олег Сафонов: Узнаваемый символ должен отражать сущностные особенности страны, но никак не шаблоны и стереотипы, подчас сатирического характера. В случае с брендом это было принципиальное условие: никаких матрешек, медведей или балалаек. В мире должны понимать, что такое сегодняшняя Россия. Сейчас ведется процесс доработки выбранной концепции. Это символическая карта Российской Федерации, выполненная в необычном стиле, сочетающем узнаваемые черты конструктивизма и супрематизма. На мой взгляд, получился очень хороший, яркий, современный бренд.
Кого им рассчитываете привлечь?
Олег Сафонов: В первую очередь туристов, которые еще не были в России. Бренд - это же не просто картинка. Она лишь верхушка айсберга. За брендом стоит глобальная коммуникационная стратегия, в которой должны быть прописаны инструменты продвижения российского турпродукта на внешних рынках.
Турция заявила, что планирует заработать на отдыхающих в 2018 году 30 миллиардов долларов. Что имеет по этой части Россия?
Олег Сафонов: Такого показателя в масштабах страны у нас нет, только по отдельным сегментам, например гостиницам. Хотя многие цифры имеют прямое отношение к туризму, но проходят по другим направлениям статистического учета. Скажем, приехали туристы в Краснодарский край, купили сувениры, поели в кафе. Статистика записывает этот доход на счет торговли и сферы услуг. Хотя очевидно, что все, что человек покупает или чем пользуется на отдыхе, имеет отношение именно к туристической сфере. Сейчас, по данным Росстата, вклад от туризма в ВВП составляет 3,4 процента. Думаю, в реальности этот показатель выше.
Раз уж упомянули Росстат. Некоторые эксперты настаивают, что Россия некорректно считает иностранных туристов. Мол, в статистку въезда попадают гастарбайтеры. Подтверждение этому: лидирующие позиции у нас занимают Украина, Казахстан, Узбекистан.
Олег Сафонов: Я не соглашусь. У россиян много родственников, которые живут в перечисленных странах и приезжают в гости. Их нужно считать туристами, поскольку в России они не зарабатывают деньги, а тратят их. Если мы говорим конкретно о гастарбайтерах, их поток значителен, но он вряд ли соответствует тому объему поездок, которые существует. Однако этот факт, безусловно, не отменяет необходимость дальнейшего развития методик статистического учета. Согласен, что по поводу бывших советских республик надо думать. Возможно, стоит оценивать отдельно каждое направление.
Турпутевка придет онлайн
В 2017 году Ростуризм проводил тестирование электронной путевки. Что она дает людям?
Олег Сафонов: У электронной путевки есть ряд ключевых преимуществ. Во-первых, благодаря этой системе все туристы получают дополнительные гарантии, что обязательства туроператора перед ним будут полностью и качественно исполнены. Потребитель на любом этапе может увидеть, где его деньги, что с бронью гостиницы, авиабилетами. Во-вторых, электронная путевка имеет большое значение с точки зрения безопасности россиян за рубежом.
Сейчас, в случае банкротства туроператора или стихийного бедствия, Ростуризм вынужден вручную собирать информацию о количестве туристов и месте их нахождения, что требует времени. Благодаря электронной путевке все необходимые данные будут доступны в любой момент, и туристы смогут чувствовать себя еще более уверенно, выезжая на отдых за границу.
Когда она станет обязательной для всех? Ранее звучала дата 1 января 2019 года.
Олег Сафонов: В отраслевом законе положение об электронной путевке уже прописано. Но там нет слова "обязательная". А между тем максимальный положительный эффект для потребителей эта государственная информационная система даст тогда, когда ею будут пользоваться все участники рынка. Поэтому обязательность, безусловно, надо вводить. Конечно, чтобы прийти к этому, потребуется время. Думаю, на подготовку к переходу на электронную путевку рынку нужно дать год. Сейчас у туроператоров и турагентств как раз есть возможность войти в процесс электронной продажи туристского продукта. Возможно, где-то доработать свое программное обеспечение. Конкретно по датам говорить сложно.
Большинство положений закона об основах туристской деятельности касается выездного туризма. Когда он будет переписан уже с учетом интересов тех, кто отдыхает в своей стране?
Сафонов: Законотворческая деятельность относится к компетенции нашего профильного министерства - минкультуры. Федеральный закон об основах туристской деятельности работает уже больше 20 лет. Он периодически обновляется и действительно является очень эффективным с точки зрения защиты прав и законных интересов российских граждан, отдыхающих за рубежом. Благодаря вступившим в силу с 2017 года поправкам обеспечен самый высокий за всю современную историю отечественной туристской отрасли уровень защиты туристов в сегменте выездного туризма. Туроператорами было открыто более 700 индивидуальных счетов, сформированы фонды персональной ответственности, предназначенные для выплаты компенсаций туристам в случае банкротства компании.
Еще есть резервный фонд, который используется для вывоза в Россию туристов из-за рубежа в экстренных ситуациях. Суммарный размер фондов составляет порядка 750 миллионов рублей. Кроме того, туроператорами застрахована гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору о реализации турпродукта. То есть сейчас россиянин, который выезжает на отдых за рубеж, защищен как никогда за всю историю российского туризма.
Ну и я о том же! А что с внутренним туризмом. Он же растет?!
Сафонов: Да, количество туристов, путешествующих по России, растет. Сфера туризма и гостеприимства играет все более значимую роль в экономике. И вопрос законодательного регулирования ее развития становится все актуальнее. Доработка существующего закона приносит свои плоды, однако изменений требуется слишком много. Очевидно, имеет смысл обсудить необходимость разработки нового нормативно-правового акта, в котором будут учтены все аспекты и который будет регулировать не только все сегменты туристской отрасли - внутренний, въездной и выездной, но и индустрию гостеприимства в целом. Ведь для того, чтобы туристы могли с комфортом отдыхать и путешествовать по России и получать качественные услуги, необходима слаженная работа всех отраслей народного хозяйства, участвующих в формировании турпродукта.
Уже есть понимание, какие конкретно вопросы надо будет прописать в новом законе?
Сафонов: Целесообразно уделить отдельное внимание ряду перспективных видов туризма - молодежному, активному, экологическому, промышленному. Кроме того, необходимо вовлечь в сферу регулирования такие коллективные средства размещения, как хостелы, базы отдыха и т.д. На законодательном уровне упорядочить деятельность туристических агентств, закрепить понятие туристского кластера, предусмотреть меры поддержки малого и среднего бизнеса, стимулирования компаний, работающих в сфере внутреннего туризма.
Вопросов много, именно поэтому мы предлагаем вместо внесения многочисленных поправок и дополнений в действующий закон обсудить возможность написания нового объемного закона, в полной мере отражающего современные тенденции и реалии рынка, а также растущее значение индустрии туризма и гостеприимства для экономики страны.
А если говорить конкретно о туристах, путешествующих по России, как новый закон повлияет на их отдых?
Сафонов: Регулирование отрасли должно работать на создание качественного и недорогого турпродукта, востребованного россиянами. Законодательное закрепление четких и понятных правил работы на рынке внутреннего и въездного туризма будет способствовать развитию здоровой конкуренции, от которой выиграет потребитель. Права и законные интересы туристов, путешествующих по России, должны быть надежно защищены, как это реализовано в отношении туристов, выезжающих на отдых за рубеж. Очень важно обеспечить повышение доверия россиян к предложениям внутреннего туризма, предоставить им свободу выбора и широкий спектр предложений.