После льготного периода они будут платить определенный процент с дохода по каждому факту оказания услуги и совершения платежной операции, если же деятельность не ведется, то никакие налоги не начисляются. Такой альтернативный механизм легализации разрабатывает минэкономразвития, сообщили "РГ" в ведомстве. Для регистрации самозанятого и администрирования налогов готовятся платформенные решения, они позволят отказаться от личного посещения налоговой службы.
В министерстве уже готовы предложения по новым льготам и преференциям, затрагивающие социально незащищенные слои населения. Также в правительстве и экспертных кругах обсуждается введение спецусловий по налогообложению для самозанятых молодых мам и молодежи, рассказали "РГ" в минэкономразвития.
На 2017 и 2018 годы репетиторы, няни, сиделки, домработницы и уборщицы были освобождены от НДФЛ при легализации своей деятельности. Льгота оказалась невостребованной: по данным ФНС, за год уведомления подали лишь 964 человека.
Причин, по которым это произошло, продление налоговых каникул не устранит, но оно дает время, чтобы найти правильное решение, считает глава "ОПОРЫ России" Александр Калинин.
"Очень правильно, что появилась возможность легально заниматься предпринимательством, не регистрируя ИП, не сдавая отчетность и не уплачивая вмененные страховые взносы, - говорит он. - Но, во-первых, перечень видов деятельности слишком узкий, а мы сразу говорили, что он должен включать в себя те виды, по которым возможно применение патентной системы налогообложения (их более 60). Во-вторых, люди не понимают, что им надо будет делать после того, как закончится льготный период".
Пока единственные варианты для них - регистрировать ИП либо ООО или же снова забиться в "тень". Надо как можно скорее предложить понятный режим на перспективу после 2019 года, призывает Калинин. Он предлагает более простое решение, чем транзакционные налоги.
"С нашей точки зрения, это мог бы быть патент с размером платежа от 10 до 30 тысяч рублей в год, включая страховые взносы, в зависимости от вида деятельности, наличия основной занятости, а также от того, находится ли самозанятый на пенсии, если да, то в платеж неправильно включать страховые взносы, - продолжает Калинин. - Регионам нужно дать право вводить поправочные коэффициенты, плата за патент должна быть разнесена по году, - одним словом, он должен быть понятен и посилен".
Александр Калинин также предлагает изменить санкции за незаконное предпринимательство. Первое - отменить уголовное наказание - статью 171 Уголовного кодекса РФ, она служит страшилкой для того, чтобы кошмарить бизнес, но по существу не работает. Вместо этого - увеличить с двух тысяч рублей существующий административный штраф, сделав его ступенчатым, - чем чаще нарушения, тем больше ответственность.
Везде в мире для вывода занятых из "тени" используется разумное сочетание налоговых льгот и преследования за нарушение налогового законодательства - если нет хотя бы одного компонента, все остальное бессмысленно, отмечает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Сейчас тем, кто не легализовался, по большому счету ничего не грозит, разве что небольшие потери в размере пенсии.
Кроме того, общее состояние экономики не благоприятствует сокращению теневой занятости. В результате кризиса люди стали меньше зарабатывать, перспективы улучшения ситуации для многих остаются неясными, отсюда стремление экономить на всем, в первую очередь на налогах - опять же, неизвестно, какой платеж ждет легализовавшихся после 2019 года.
Доходы самозанятых никто не анализировал, но в основном они чуть больше прожиточного минимума, полагает Александр Сафонов. А раз так, то вряд ли налоговые стимулы вообще способны сработать.
"Если репетитор в Москве зарабатывает 30 тысяч рублей в месяц и ничего не говорит о том, что его доход увеличится, то ему нет смысла заявлять о себе в налоговую службу", - говорит Сафонов. По его словам, во многих странах с таких небольших доходов в принципе не взимается НДФЛ.