Такое разъяснение служба выпустила накануне. В список факторов, значимых для динамики цен на топливо, ФАС также включила сезонность спроса, ремонт на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), объемы выпуска топлива и условия мелкооптовой торговли.
Госрегулирования цен на моторное топливо в России нет, но регулятор следит за ценообразованием и в случае завышения стоимости выносит предупреждения производителям. Иногда дело доходит до штрафов. С 2008 по 2016 год ФАС рассмотрела 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, а также три "волны" по факту нарушений на оптовом рынке, разбирательства по которым доходили до Высшего арбитражного суда РФ. Они касались пяти вертикально интегрированных компаний (ВИНК), которым в итоге пришлось заплатить штрафы. Всего в федеральный бюджет таким образом перечислено за восемь лет 20,7 миллиарда рублей.
Несмотря на отдельные нарушения, выявленные службой, в целом по стране в последние три года средневзвешенные цены на бензин росли темпами ниже уровня инфляции. "Эта тенденция складывается уже на протяжении десяти лет", - утверждает ФАС. На основе данных Росстата и биржи (СПбМТСБ) служба подсчитала, что в среднем за три года цена на Аи-92 выросла на 5,53 процента, на Аи-95 - на 4,69 процента, на зимний дизель - на 6,63 процента. Правда, если взять изменение средневзвешенной цены в крупном опте в 2017 году к 2016-му, то цифры будут больше: 9,53, 7,2 и 18,62 процента соответственно. По данным Росстата, в рознице цены на бензин по итогам года выросли на 7,3 процента (почти в три раза больше инфляции).
Разъяснения ФАС вышли на фоне повышения акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), относительной стабилизации цен в рознице и не характерном для января падении индексов на бирже. За первые три недели 2018 года бензин подешевел на четыре процента, а если считать от пика декабря, то более чем на десять процентов.
"Нарушена обычная для начала года картина поведения оптовых цен, когда производители топлива на повышенном спросе перед длинными новогодними каникулами приподнимают цены, закладывая частично в них повышенные с нового года налоги и акцизы, зная наперед, что спрос в январе традиционно засыпает до первых весенних дней. Нынешний сезон выпадает из традиций: биржевые цены против обыкновения рушатся", - указывает в обзоре ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. Похожая картина складывалась в начале 2012 года.
"Падению стоимости бензина на бирже также способствовал предшествовавший резкий рост цен на товар, который привел к ухудшению экономики независимых сетей АЗС в ноябре и первой половине декабря прошлого года, - считают в агентстве "Аналитика товарных рынков". - Когда оптовая цена слишком высока и генерирует убытки независимым операторам рынка, их тактика закупок меняется, и это ускоряет последующее снижение биржевых цен, как только на рынке появляются поводы к удешевлению товара".