Итоги прошедшего года городской комитет по развитию туризма готов будет подвести только в конце января, однако, по словам его председателя Андрея Мушкарева, с учетом январских праздников общая цифра гостей должна составить более 7,5 миллиона человек. Скорее всего, этим оптимистичным прогнозам сбыться не суждено. По крайней мере пока. Участники рынка заявляют, что нынешний зимний сезон надежд не оправдал, а некоторые из них выражаются даже более жестко - провален. Ощущать это стали еще в конце года: туров на праздничные даты в продаже была множество, а вот желающих - гораздо меньше.
При этом проблему зимнего туризма Смольный, судя по всему, хорошо понимает. Иначе зачем из года в год презентует новые и новые проекты? Так, еще в начале 2000-х в городе разрабатывали специальную программу "Белые дни" (правда, идея через время заглохла, но в 2014 году проект вновь реанимировали), в прошлом году на территории пассажирского порта стартовал "ЗимаФест", в этом - его продолжили и добавили еще один масштабный проект - фестиваль огня "Рождественская звезда".
И это еще не все. Есть идея, например, позиционировать город как "Петербург театральный", ведь именно зимой основные труппы не заняты на гастролях и могут показать себя во всей красе. Приводят чиновники и другие плюсы низкого сезона: цены на гостиницы ниже, да и вообще, согласно исследованиям, за три дня в Северной столице на улице турист проводит не больше пяти часов, а значит, погода особой роли не играет... Непонятно в этой ситуации только одно - почему при всем этом низкий сезон для туристов по-прежнему непривлекателен?
Эксперты отмечают, что каждый год ездить в Петербург становится все дороже (только гостиницы в этом году подняли цены на 15-30 процентов), кроме того, судя по отзывам туристов, многие остаются недовольны развлекательной программой. Продвижение - вообще огромная проблема, считают специалисты. Ни на российском, ни на зарубежном рынках такую системную работу до последнего не проводили.
Вообще же, согласно проведенному в прошлом году масштабному исследованию по событийному туризму, именно неумение популяризировать мероприятия все идеи "зарубает на корню". "Для того чтобы на мероприятия начали приезжать туристы, событие необходимо начинать продвигать за год до его проведения", - говорится в исследовании. Именно поэтому, например, о той же "Рождественской звезде" знали даже не все петербуржцы, что уж говорить об иностранцах.
- Еще одна проблема - это отсутствие программ на длительный период, событий с точными датами проведения и ясными программами, - отмечает один из организаторов исследования, директор партнерства туристско-информационных центров (ТИЦ) Михаил Ушаков.
Вместе с тем, считают эксперты, городу нужна координация по всем планируемым мероприятиям. Начать можно хотя бы с того, чтобы перенести Петербургский экономический форум за пределы сезона. Это разгрузит город для туристов летом, загрузив отели в межсезонье.