За рубахой едем в Лиду

Сегодня ткём рушники в Понеманье и наносим орнамент железом по дереву в древнем селе Унцукуль в Дагестане
Добрый десяток старинных способов ткачества возродили в белорусской Лиде, в районном центре культуры и народного творчества. Они, эти технологии, столетиями культивировались жителями Понеманья - региона, охватывающего берега одной из крупнейших рек Беларуси и Литвы - Немана.
Эти ткацкие технологии столетиями культивировались жителями Беларуси, жившими на берегах Немана. Фото: БЕЛТА Эти ткацкие технологии столетиями культивировались жителями Беларуси, жившими на берегах Немана. Фото: БЕЛТА
Эти ткацкие технологии столетиями культивировались жителями Беларуси, жившими на берегах Немана. Фото: БЕЛТА

Рушники, покрывала, скатерти, рубахи, другие предметы домашнего обихода... Художественная отделка этих изделий отличается сдержанной скромностью, в то время как качество самой льняной или хлопчатобумажной ткани-основы исключительное. На вид - не отличить от фабричных изделий, а в носке они намного комфортнее и долговечнее. Кое-что из этого уже можно приобрести в упомянутом центре культуры и народного творчества. Обойдется, правда, недешево, в разы дороже, чем китайская подделка под народные мотивы. Поэтому главные покупатели - любительские и профессиональные этнографические ансамбли, энтузиасты возрождения белорусских народных традиций, иностранные туристы.

- Ручная работа сегодня не может стоить дешево, - со знанием дела говорит руководитель ремесел Лидского центра культуры и народного творчества Елена Щелина.- Ведь на каждое изделие уходит порой целый день, а то и два. Плюс материалы. Но мы рассчитываем, что брюки-портки, рубахи-косоворотки, пояса, украшенные национальным белорусским орнаментом, в котором совмещаются современные модные тенденции и традиционные понеманские технологии ткачества и художественные особенности, будут востребованы, особенно молодежью.

Доктор Лидской районной больницы Евгений Маркевич - один из энтузиастов традиционного ткацкого искусства. Заинтересовался его секретами лет 15 назад, когда 12-летним мальчишкой попробовал оживить бабушкин ткацкий станок. Соседские хлопцы восприняли это "девчачье" увлечение без шуток, приносили сохранившийся в семьях старинный ткацкий инструмент. Евгений в совершенстве освоил старинное ремесло. Изготовленные им рушники и покрывала придают особый колорит его городской квартире, немало изделий раздарил друзьям, передал церкви. Старинными ткацкими традициями Маркевич щедро делится. Для этого он даже решил стать по совместительству мастером в Лидском центре культуры и народного творчества.

Благодаря вот таким энтузиастам в центре воплощен в жизнь проект "От прошлого к современному". С применением старинных технологий и художественных традиций Понеманья созданы две новаторские коллекции одежды. Одна - это воссозданные образцы традиционного костюма конца XIX - начала XX века. Вторая - современная одежда с использованием национальных белорусских мотивов. За подвижничество коллектив Лидского центра удостоен специальной премии Президента Беларуси.

В Унцукуль - за подковой

Текст: Ирина Варламова (varlamova@rostov.rg.ru)
Житель древнего дагестанского села Унцукуль Магомедали Магомедалиев с гордостью говорит, что он мастер в четвертом поколении. В их семье вот уже десятки лет культивируется уникальное искусство обработки дерева металлом.

Меcтные мастера славились как искусные оружейники, а в XVIII веке стали украшать металлической резьбой изделия из дерева. До сих пор не выяснено происхождение промысла, но жители рассказывают, как каждая семья старалась изобрести свой собственный узор.

- Стоит мне взглянуть на рисунок, и я могу сказать, какой семье он принадлежит. За нашим родом закреплен орнамент Анчи. Он напоминает кирпичики или вспаханное поле. Мой дед Гусейн был прославленным мастером, именно под его руководством я в 14 лет сделал кизиловую трость и украсил ее насечкой. В основном используем мельхиор. Можно и серебро, но тогда изделия выходят очень дорогими, - рассказывает Магомедали. - Дерево закупаем твердых пород, все они растут в нашем районе. Абрикос, вишня, черешня, бук, грецкий орех, дикая груша.

Магомедали Магомедалиев рассказал, что на изготовление некоторых изделий у него уходит до полутора лет. Фото: Ирина Варламова

Унцукульский мастер может похвастаться широким ассортиментом изделий из дерева с серебряной, латунной, медной и мельхиоровой насечкой: это подковы на счастье, ложки для обуви, расчески, подсвечники, карандашницы, курительные трубки.

Недавно Магомедали делал две метровой высоты вазы для министра обороны России Сергея Шойгу.

- На одной вазе инкрустация в виде российского герба и Звезды Героя, а на второй попросили изобразить виды Санкт-Петербурга. Я выбрал разводные мосты и Медного всадника. Сразу предупредил - работа займет полтора года. Только заготовку пришлось сушить в опилках целый год...

- Стараюсь выезжать в разные регионы страны и за границу. Сейчас в Красной Поляне - на ярмарке "Зимняя сказка", до этого был в Воронеже на двух мероприятиях "Русь песенная" и "Русь мастеровая". Кстати, мой 14-летний сын Гусейн получил там диплом самого юного участника фестиваля. Теперь он мастер унцукульской насечки в пятом поколении. Весной были в Париже на выставке народных промыслов и ремесел "Российский сувенир". Напомнили французам, как дагестанские умельцы на Всемирной выставке в Париже в 1937 году получили золотую медаль и Гран-при за инкрустированные курительные трубки.

Кстати

В 1921 году дагестанская делегация, побывавшая у Ленина, подарила ему от имени трудящихся горцев Дагестана работу унцукульских мастеров Кебедова, Ибрагимова и Ханбудаева - чернильный прибор, ручку, пресс-папье, нож для разрезания бумаги и подсвечники. Мастер Кебедов сделал еще и замечательную трость, но она оказалась В.И. Ленину велика.