К такому выводу пришли российские бизнесмены и чиновники на форуме. По их наблюдениям, высокотехнологичные заказы из-за санкций просто переадресовывают на внутренний рынок, у которого не остается выбора, кроме как создать продукт с нуля. Да, порой он несовершенен, но через какое-то время уровень его конкурентоспособности должен серьезно вырасти.
"Я слишком стар, чтобы беспокоиться о себе, но я, конечно, беспокоюсь о банке", - заявил Костин на "деловом завтраке" "ВТБ Капитала", имея в виду возможные новые санкции. Доклад о них США опубликуют на следующей неделе. Костин полагает, что санкционным режимом Запад хочет "оказать большое давление" на страну. По его оценкам, происходящее вышло за рамки точечных торговых ограничений и скорее похоже на "большую экономическую войну".
Санкции лишь усиливают уверенность российских разработчиков в том, что они востребованы, заявил глава минкомсвязи Николай Никифоров по итогам сессии в "Русском доме": "Уже благодаря первым попыткам санкционных проявлений наша IT-индустрия получила внутренний заказ на миллиарды рублей, и не только со стороны госзаказчиков". На внутреннем рынке пока нет компаний-гигантов, как Microsoft, но есть базовый набор программного обеспечения (ПО). Таких продуктов в реестре уже около четырех тысяч. И если развитием ПО возможно заниматься без посторонней помощи, то бороться с киберпреступностью в одиночку бесполезно. "Я бы рекомендовал попытаться расследовать криминальную деятельность хакеров. Это сложно, но должна быть международная работа по борьбе с такими атаками", - считает Никифоров. К сотрудничеству он призвал США.
"Мы говорим о санкциях США, но эти санкции не являются самой интересной вещью на свете, - отметил на форуме вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. - Это ничтожный вопрос, и мы не должны тратить столько времени на это. Мы просто должны работать более эффективно и работать лучше, вместо того, чтобы обсуждать санкции".
Из-за них, например, в нефтегазовой отрасли произошла ротация инвесторов. Если до 2014 года доля иностранных инвесторов в добыче нефти в России составляла 20-25 процентов, то сейчас с учетом привлечения новых партнеров, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, - 31 процент, рассказал министр энергетики РФ Александр Новак.
"Я нисколько не боюсь сланца", - признался Новак, объяснив это тем, что американские производители не смогут самостоятельно покрыть рост мирового спроса на нефть. Министр призвал развивать добычу на традиционных месторождениях, где она ежегодно сокращается на четыре процента. В ближайшие 20 лет нарастить добычу необходимо на 20 миллионов баррелей в сутки для возмещения выпадающих сейчас объемов и еще на десять миллионов баррелей, чтобы покрыть рост спроса.
В целом перспективы на рынке нефти хорошие, посчитали участники форума. Почти 60 процентов респондентов ожидают среднегодовую цену барреля около 60 долларов, еще четверть ждут 70 долларов. "Прогнозные цены на нефть, как показывает практика, далеко не всегда совпадают с реалиями", - напомнил журналистам в Москве министр финансов Антон Силуанов.
При текущих ценах на нефть Россия получит профицит бюджета впервые за много лет - примерно на уровне полутора процентов ВВП, сказал в интервью Bloomberg в Давосе глава минэкономразвития Максим Орешкин. Но, какими бы ни были котировки, через несколько лет Россия должна добиться темпов роста ВВП на уровне 3-3,5 процента. "Теперь макроэкономическая и бюджетная политика России является примером для многих стран, и роль России в глобальной экономике растет", - заключил он в Давосе.