24.01.2018 19:42
    Поделиться

    Уральская художница рассказала, за что мир любит русский реализм

    В Екатеринбурге открылась юбилейная выставка живописца, профессора и академика Нины Костиной. Детство художницы прошло в индустриальном Свердловске, на Уралмаше, по ее словам, "в серьезное время".

    Рисует Нина, сколько себя помнит. Когда мамина подруга подарила ей карандаш малинового цвета, четырехлетняя Нина раскрашивала поля на газете, где не было букв: "Просто цвет радовал". Другим доступным и малоудобным инструментом для рисования был химический карандаш, про который сейчас мало кто помнит: его приходилось мусолить, чтоб получить кривую чернильную линию.

    - Искра любви к красоте у нас в семейном характере, - рассказывает Нина Васильевна. - Мои родители из казаков, у которых особая культура быта. Какие красивые мама вышивала платья, ковры, кружевные занавески! Вот посмотрите: окна сейчас скучные, а мама клала вату между рамами, а на нее - яркие гроздья рябины…

    Нинин отец в 19 лет подался в Свердловск на строительство Уралмашзавода - бежал из колхоза от голода, без паспорта, с одной справкой о трудоднях. Парня взяли на завод, где он проработал всю жизнь станочником. В войну делал поворотные механизмы для танковых башен, месяцами не бывал дома, ночевал в цехе. Мама трудилась в швейной мастерской - чинила гимнастерки, вязала варежки.

    - Все-все отдавали фронту, а мы росли сами по себе, родителей не видели, - вспоминает художница.

    Из-за войны в 1942-м школа на Уралмаше первоклассников не принимала, и учиться Нина пошла на год позже. В изостудию Дома культуры ее, как она говорит, "примагнитило". Подружка потянула записываться в хор, но стеснительная, угловатая Нина не смогла даже рта раскрыть, чтобы голос показать, - покраснела и убежала. А в соседнем кабинете в приоткрытую дверь увидела, как парни (!) лепят из глины. Ей, ученице женской школы, это показалось захватывающим.

    "Я много путешествовала по странам Азии и Европы, и везде поклоняются нашему реалистическому искусству"

    - "Меня все любили, вот я и выросла", - говорится в "Денискиных рассказах" Драгунского. И со мной так же, потому что искусством движет любовь, - считает Нина Васильевна. - Признаюсь, я была влюблена в парня из изостудии. До сих пор помню, как стояла на табуретке, закрывала шпингалет, а он эту табуретку придерживал. Я глянула сверху - и пропала. Удивительно, какая "химия" между нами появилась! Десять лет я была в таком плену.

    Вместе с мальчишками - хорошими друзьями - она ходила на этюды в лес на окраине Уралмаша. Как-то ребят настигла гроза.

    - Мы спрятались от дождя в стог сена, и один начал так занимательно рассказывать о Левитане, что я была потрясена. И окончательно решила стать художником, - говорит Костина.

    После седьмого класса они все вместе поступили в художественное училище, где так и держались "группой с Уралмаша". Нина Васильевна до сих пор помнит: как-то преподаватель назвала ее "ленивицей":

    - Ох, как обидно было! Всю жизнь доказываю, что я не такая.

    Училище она окончила с отличием и поехала поступать в Суриковский институт.

    Коллеги называют ее "трудягой". Ее кредо: "Везет - не везет, все равно работай, работай, признание будет потом". Малиновый цвет до сих пор остается ее любимым, и на вернисаж Нина Васильевна пришла в красивом малиновом пиджаке. На юбилейной выставке она представила 110 картин, в том числе только что законченную "Сборную России по волейболу".

    - Реалистическая - основная школа живописи, лучшая в мире, - уверена Нина Костина. - В других странах она уже утрачена, поэтому такой интерес к нашей школе проявляют китайцы, японцы, американцы, французы. Я много путешествовала по странам Азии и Европы, и везде поклоняются реалистическому искусству. В Китае даже есть посвященный мне музей. На родине о таком и мечтать не смею.

    Справка "РГ"

    Заслуженный художник РФ, почетный член Российской академии художеств Нина Костина окончила МГХИ имени Сурикова, вернулась в Свердловск. Первой ее картиной после вуза стало полотно производственной тематики "Лаборантки" - своего рода репортаж с завода, где делали новое тогда лекарство эритромицин. За эту картину ее сразу приняли в члены Союза художников СССР, без прохождения двухлетнего кандидатского стажа. 50 лет преподает в Уральском архитектурном университете на кафедре станковой живописи, выпустила более пяти тысяч учеников. Ее полотна хранятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях.

    Поделиться