24.01.2018 19:42
    Поделиться

    Зачем нужно обязать производителей возвращать непроданные в срок продукты

    Около пяти миллиардов рублей сэкономили российские хлебопеки после того, как крупные торговые сети перестали возвращать им нераспроданную продукцию.

    Об этом "Российской газете" рассказали в Российской гильдии пекарей и кондитеров. Там пояснили, что договориться с представителями крупного ритейла удалось еще год назад. Был подписан меморандум о сотрудничестве, в котором оговаривалось, что магазины не будут возвращать хлебопекарным предприятиям нереализованный хлеб.

    В итоге, как отмечают в гильдии пекарей, количество возвратов хлебобулочной продукции снизилось более чем в два раза. Сэкономленные деньги были направлены на модернизацию оборудования и расширение производства.

    Однако не всегда и не везде получается договориться таким образом. А между тем проблема давно назрела. По словам вице-спикера Государственной Думы Ирины Яровой, убытки производителей, особенно небольших, ставят их на грань разорения. И чтобы как-то выжить, они начинают либо сокращать рабочие места, либо снижать качество и уменьшать ассортимент и объем производства, либо повышать цены. И то, и другое, и третье плохо для экономики страны и потребителей.

    Именно поэтому Яровая и ее коллеги внесли в Госдуму законопроект о запрете на возврат нереализованных товаров производителям. Как считает вице-спикер, если депутаты поддержат инициативу, это откроет большие перспективы производства качественной продукции по невысоким ценам.

    Договоренности внутри отраслевых союзов и между производителями и продавцами - это, конечно, хорошо, но гарантировать невозврат может только закон, отмечает член Общественной палаты РФ, генеральный директор хлебобулочного предприятия из Твери Нина Болгова.

    80 миллиардов рублей теряют хлебопеки от возврата непроданной продукции

    "Далеко не все продавцы входят в Ассоциацию компаний розничной торговли, которая заключила с промышленниками меморандум, - рассказывает Болгова. - Существует масса отдельных магазинов, которые продолжат возвращать хлеб пекарям, и остановить этот процесс можно только на законодательном уровне. Мы одними из первых выступали за разработку закона. Хлебобулочные изделия - скоропортящийся товар, а магазины никак не могут рассчитать, сколько и как быстро его продадут".

    Тем не менее, как рассказывает Нина Болгова, за последний год возвращать стали гораздо меньше. "Мы сэкономили 45 миллионов рублей и на эти деньги построили котельную для предприятия", - добавляет гендиректор.

    Управляющий крупной российской кондитерской фабрикой Сергей Сурмач рассказал, что их предприятие очень рассчитывает на скорейшее принятие законопроекта о запрете на возврат. "Мы сейчас сотрудничаем только с теми крупными сетями, с которыми удалось договориться об отпуске товара без возврата, - поясняет Сурмач. - А с теми магазинами, которые возвращали нашу продукцию, мы окончательно перестали работать. К сожалению, оборот после этого упал на 70 процентов, но когда возвращают до 40 процентов наших изделий, это еще большие убытки. Раньше мы были вынуждены все нераспроданные товары утилизировать: наша продукция - это торты, пирожные. Все они содержат масло, поэтому не годятся для переработки".

    Как отмечает Сергей Сурмач, в Европе нет практики возврата того, что не продали. Крупные сети имеют компьютерные программы, которые рассчитывают количество покупок тех или иных товаров и на основании этого отправляют производителям новые заказы.

    Российские представительства этих сетей работают по тому же принципу, ну а вот отечественный ритейл заказывает, как говорится, на глазок. Поэтому-то в наших сетях экономкласса так часто можно видеть полки, забитые черствым хлебом или колбасами, у которых уже заканчивается срок реализации. Но сети-то при этом не в убытке. В убытке производители и покупатели, которые не могут приобрести свежие продукты.

    Поделиться