На авиадебоширов наденут наручники

25 января в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция на тему "Безопасность полетов: закон о "черных списках" авиадебоширов принят - нарушения продолжаются". Поводом для дискуссии послужило подписание 5 декабря 2017 г. Президентом РФ закона о внесении изменений в Воздушный кодекс, который позволяет составлять черные списки пассажиров, нарушивших порядок на борту самолета. Данное законодательство вступит в силу по истечении 180 дней со дня подписания и предусматривает создание единого реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена. В перечень попадут граждане, нарушившие правила поведения на борту и создавшие угрозу безопасности полета, жизни и здоровью других лиц.

Работа в направлении обеспечения безопасности на воздушном транспорте ведется давно. Известно, что с апреля 2017 года уже действуют изменения в Уголовном законодательстве, которые не оставляют шансов авиадебоширам избегать ответственности. По данным ПАО "Аэрофлот" с 2006 года по настоящее время было зафиксировано более 3,5 тысяч нарушений, 40 из которых грубейшие (причинение телесных повреждений экипажу или пассажирам, порча имущества авиакомпании или действия, которые, привели к вынужденной посадке). Их совершили те пассажиры, которые потенциально попали бы в "черные списки", если бы на тот момент законодательство позволяло это сделать.

"Пока статистика, которая у нас есть за период прошлого года, говорит о том, что количество нарушений не снижается, а растет, - рассказывает заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток. - В конце прошлого года Международная организация гражданской авиации создала глобальный план по обеспечению авиационной безопасности, где выделены пять ключевых целей и задач, одна из которых - повышение культуры безопасности в авиации".

Однако, по словам Владимира Александрова, заместителя генерального директора ПАО "Аэрофлот" по правовым и имущественным вопросам, практика привлечения к уголовной ответственности активно работает.

"После вступления в силу изменений в закон, у нас есть положительная практика привлечения к реальным срокам лишения свободы, - отметил В. Александров. - В сентябре прошлого года Химкинский суд Московской области вынес реальный приговор в отношении дебошира, летевшего из Израиля в Москву. Пассажир, находясь в состоянии алкогольного опьянения приставал к пассажирам и экипажу, закурил на борту и пытался открыть дверь воздушного судна! На борту было более 200 пассажирах. Вы понимаете, о каких рисках и последствиях идет речь? Мы молниеносно отреагировали на эту ситуацию и все материалы передали в соответствующие компетентные органы. В сентябре 2017 г. был вынесен первый приговор - полгода лишения свободы".

Следующим этапом в борьбе с нарушителями порядка на авиалайнерах как раз призван стать закон, позволяющий вносить таких пассажиров в "черные списки" сроком на один год. После того как дебошир будет привлечен к установленной законом ответственности, ему придет письменное уведомление от авиакомпании о включении в данный ограничительный список.

Существует и третий этап в создании правовой базы о безопасности полетов - возможность использования средств физического сдерживания буйных пассажиров на борту.

"Эти нормы давно успешно используются иностранными авиакомпаниями, - поясняет представитель ПАО "Аэрофлот". - Мы предлагаем использовать самые безопасные методы: пластмассовые наручники, которые позволят просто утихомирить буйного пассажира. Мы не хотим радикальных мер. Мы просто хотим, чтобы наши пассажиры, наши клиенты давали возможность комфортно передвигаться остальным".

В авиации существует специальный стандарт определения недисциплинированного пассажира. Это пассажир, который не соблюдает правил поведения на борту воздушного судна или не выполняет указаний членов летного экипажа, нарушая тем самым должный порядок и дисциплину на борту воздушного судна

"Примеры такой недисциплинированности охватывают широкую сферу, - говорит В. Черток. - Под них подпадают следующие позиции: отказ следовать инструкции по безопасности на борту; если пассажир не выполняет инструкцию в ЧС; повреждение или блокирование работы бортового оборудования; запрещенное употребление алкоголя, наркотиков или курение; физическая и словесная конфронтация с членами экипажа и другими пассажирами; угроза безопасности полета, экипажу или другим пассажирам, в том числе - отказ от сотрудничества с экипажем, невыполнение законных указаний экипажа; сексуальное насилие или домогательство и другие виды буйного поведения".