Проверку начали после того, как махинации были выявлены в Орловском районе. По версии следствия, приятель чиновницы покупал по бросовой цене старые и ветхие квартиры. Однако она признавала их пригодными для проживания. Затем по ее рекомендации муниципалитет покупал их по максимальной цене. Разницу подельники клали в карман.
Контрольно-счетная палата проверила состояние дел за 2016 год. Финансирование шло в рамках программы "Стимулирование социального жилищного строительства". На покупку квартир для детей-сирот было предусмотрено 252 миллиона рублей. Из них на счета заказчиков поступило 194,8 миллиона, а освоили и того меньше.
- В проверяемом периоде муниципальными образованиями было приобретено 157 квартир на 143,4 миллиона рублей, - сообщил председатель КСП Иван Левин. - Из них сто квартир были куплены на вторичном рынке, что не отвечает основным целям госпрограммы.
Задачей было развитие сектора экономкласса. Планировалось за бюджетный счет возвести около 360 тысяч квадратных метров доступного жилья. Однако программа строительства провалилась, и квартиры покупали где придется. Это привело к тому, что часть из них оказалась слишком дорогой.
В КСП отмечают, что покупка на вторичном рынке "не отвечает условиям прозрачности ценовых предложений по сравнению со стоимостью от застройщика". Помимо Орловского, факты завышения цен на 30-50 процентов были выявлены в Урицком и Залегощенском районах. В первом из них аудиторы проинспектировали жилье.
Они посетили семь квартир, и только в двух из них, как выяснилось, проживают дети-сироты. Пятеро не стали вселяться, поскольку условия оказались, мягко говоря, неблагоприятными. Более того, они отказались вносить квартплату, вследствие чего растут коммунальные долги.
- Вторичное жилье приобретается без учета географического расположения и рыночной стоимости в конкретном сельском поселении, а исходя из нормативов, - продолжает Иван Левин. - Это приводит к приобретению жилья в населенных пунктах, в которых нет развитой инфраструктуры, социальных объектов и предложений на рынке труда.
Формально закон исполнен, но дети-сироты не желают жить там, где нет работы и условий для создания семьи, и уезжают. Выделенные им квартиры пустуют, поскольку их запрещено продавать или сдавать внаем. Они становятся лишним бременем, от которого трудно избавиться.
атериалы КСП переданы в прокуратуру. Кроме того, их обсудили на заседании региональной коллегии. Правительству выдали предписание об устранении нарушений. Но главное - возбуждено уголовное дело, которое вряд ли станет единственным. Его завели по статье "Халатность".
- Установлено, что в 2016 году администрации Орла на приобретение 40 квартир для детей-сирот было выделено 49 миллионов рублей, - сообщила старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Несмотря на это, купили всего три квартиры стоимостью четыре миллиона рублей.
В прокуратуре считают, что это "привело к нарушению жилищных прав детей, оставшихся без родительского попечения". В КСП подтвердили, что в Орле тогда было освоено всего 5,5 процента средств. Аналогичные нарушения нашли в Корсаковском, Новосильском, Орловском, Покровском и Хотынецком районах. Прокуратура изучает работу местных чиновников.
В облправительстве заверили, что в 2017 году ситуация изменилась. Было приобретено 240 квартир, или на 20 больше, чем планировалось. Правда, 53 процента вновь купили на вторичном рынке. По словам главы департамента строительства и ЖКХ Дениса Блохина, квартиры в новостройках не удавалось приобрести из-за дефицита предложений. Максимальная площадь жилья для детей-сирот была ограничена 40 квадратными метрами.
- Найти такое предложение на первичном рынке очень трудно, так как застройщики возводят большее по размерам жилье, - пояснил Денис Блохин. - В прошлом году в областной закон были внесены поправки, повысившие верхний предел до 45 квадратных метров. Это позволит увеличить количество жилья, приобретаемого в новостройках.
По его словам, в текущем году на квартиры планируется потратить 257,3 миллиона рублей, в том числе 35,4 миллиона федеральных средств. Деньги уже поступили на счета муниципальных образований - теперь только от них зависит, когда и какое жилье получат дети-сироты.
Движение вниз
Впервые в бюджете предусмотрены средства на исполнение судебных решений по жилищным спорам. Из вышеуказанных 257 на эти цели направят 100 миллионов рублей. Администрации не всегда своевременно исполняют решения судов. Приставы накладывают исполнительский сбор - 50 тысяч рублей за каждый случай "просрочки".
По данным правительства, на исполнении находится около 90 таких дел. По 72 из них должником выступает администрация Орла. Если по каждому будет наложен и взыскан исполнительский сбор, то придется заплатить 3,6 миллиона. За такие деньги можно купить две квартиры.
Парадокс, но суды, защищая права одних, невольно создают проблемы другим.
- Многие дети-сироты не желают долго ждать положенное жилье и подают иски, - поясняет председатель парламентского комитета по образованию и молодежной политике Олег Кошелев. - Они становятся обладателями квартир, минуя очередь. А те, кому подошло время получить жилье, отходят на второй план.
Чиновники обязаны исполнить решение суда в установленный срок. Иначе сбором не обойдешься, могут и к уголовной ответственности привлечь. Поэтому сирот меняют местами в очереди. Вперед ставят тех, кто выиграл процессы. Однако и тех можно понять - многим негде жить, а отсутствие "прописки" создает серьезные трудности, скажем, при приеме на работу.
- Моих родителей лишили прав в 2002 году, - рассказала жительница села Покровского Наталья. - У меня нет жилья ни в собственности, ни по договору соцнайма. Нет своей семьи и мужа, который мог бы приютить у себя. Жить приходится в старом доме родителей - без регистрации.
В суде было доказано, что родительский дом Натальи непригоден для проживания. Но деваться некуда. У нее есть только временная регистрация по месту пребывания - помогла сестра бывшего жениха, "прописала" у себя. До августа, а дальше - пугающая неизвестность. Кстати, Наталье повезло, так как прокурор выиграл для нее иск.
- Администрацию района обязали предоставить девушке жилье по договору найма, - сообщила помощник судьи Покровского райсуда Наталья Алешичева. - Представитель ответчика против удовлетворения иска не возражал.
Возражений не последовало, поскольку нет смысла спорить. Процессы поставлены на поток. Только в очень редких случаях суды отказывают детям-сиротам. Например, если те без уважительной причины пропустили срок обращения за защитой своих прав. Администрации практически всегда проигрывают.
Если раньше они сетовали на отсутствие средств, то теперь отговорка не пройдет. КСП установила, что деньги в последние годы поступали. Вопрос в том, почему их не освоили? Только ли из-за отсутствия подходящего жилья? В прокуратуре и СУ СК считают, что причина - халатность.
- Реализация программы в 2016 году представляла собой формальное освоение бюджетных средств, - резюмирует Иван Левин. - Из-за этого не были достигнуты основные цели - оказание поддержки детям-сиротам и снижение социальной напряженности на рынке жилья.
Иван Полуэктов, прокурор Орловской области:
- В 2017 году факты несоблюдения имущественных и жилищных прав детей-сирот были выявлены неоднократно. Прокуроры обращались с исками в суды, вносили представления, возбуждали дела об административных правонарушениях. По материалам наших проверок следственные органы возбуждали уголовные дела. В результате принятых мер жилищные права восстановили у более 200 детей-сирот.