Резидентами "Сколково" на Дальнем Востоке стали 38 компаний

Оборот инновационных компаний — резидентов "Сколково" в ДФО вырос за два с половиной года в 30 раз, достигнув 220 миллионов рублей. Цифра впечатляющая, однако, как говорит вице-президент по развитию деятельности Фонда на Дальнем Востоке Юрий Сапрыкин, важно не только это. "РГ" узнала, какое влияние на инновационную экосистему региона оказывают такие проекты, как Стартап Тур, и какие глобальные цели ставят в дальневосточном "Сколково".

Юрий Александрович, насколько активно приходят к вам стартаперы, которые хотят стать резидентами?

Юрий Сапрыкин: За эти два с половиной года работы на Дальнем Востоке мы приняли около 250 проектов. Наверное, для округа, где живет менее 6,5 миллиона человек, это не очень много, но и не мало. По итогам рассмотрения заявок у нас появилось 38 резидентов - это компании, которые прошли жесткую экспертизу, подтвердили состоятельность технологий, убедили экспертов, что претендуют на инновации в своей области, которые не имеют аналогов в мире.

Второй критерий - а можно ли из этого сделать бизнес? Сегодня на рынке, не только в России или на Дальнем Востоке, есть много прорывных идей. Но бизнес-модель их такова, что в среднесрочной перспективе заработать на этом будет сложно. Возьмем эксперименты Илона Маска с вакуумной трубой или работу над технологиями левитации… Все это реальные вещи, но готовы ли вы сегодня за поездку в пригород заплатить не 100 руб­лей, а десять тысяч? Скорее всего, нет. Поэтому наши эксперты оценивают, укладывается ли предложенный проект в бизнес-логику.

По каким критериям оцениваете успешность работы?

Юрий Сапрыкин: Во-первых, привлечение инвестиций. Если дает деньги бизнесмен, венчурный фонд или бизнес-ангел, значит, экспертиза рынка подтверждает: это можно делать. Второе - выручка и оборот. Чтобы завоевывать рынок, компания ежегодно должна расти кратно. Третье - количество рабочих мест. Это важно, потому что они не привязаны к переработке природных ресурсов или социальной сфере. 38 наших дальневосточных компаний создали 500 рабочих мест. Наверно, это немного, но и предприятия очень молодые. Четвертое - количество созданных компанией объектов интеллектуальной собственности. Ты можешь быть блестящим изобретателем и хорошим бизнесменом, но тебя оставят ни с чем, если не защитил свою интеллектуальную собственность правильно. 10-15 патентов в год, в том числе и международных, наши резиденты получают.

Когда мы начинали работать на Дальнем Востоке, здесь не было ни одной подобной компании, и это был главный вызов. Мы помогли 38 предприятиям стать резидентами, и они, на мой взгляд, сегодня успешно работают.

Насколько определяющим при принятии решения о присвоении статуса резидента "Сколково" является участие компании в конкурсах?
Юрий Сапрыкин: Эксперты фонда, которые принимают решение, давать или нет стартапу статус резидента, не делают поправку на то, участвовал ли он в конкурсах. Другое дело, что это важно для самих стартаперов. Ведь что такое, например, всероссийское роад-шоу Стартап Тур? Это в первую очередь возможность для инноваторов вживую проконсультироваться со специалистами и качественно улучшить свой проект. Участие в таких мероприятиях дает возможность не только найти инвесторов, познакомиться с другими стартаперами региона или победить в конкурсе, но и сэкономить время, а порой и деньги на общение с экспертами.

В чем важность таких проектов, как Стартап Тур, для инновационной экосистемы регионов Дальнего Востока? Стало ли больше инноваторов там, где побывало роад-шоу?

Юрий Сапрыкин: Регионы Дальнего Востока в этом плане отличаются от соседних субъектов Федерации тем, что здесь доступ к ресурсам для развития экосистемы инноваций несколько затруднен из-за удаленности от Москвы. Стартапу с Урала прилететь в столицу проще, чем с Дальнего Востока. Поэтому мы регулярно стараемся проводить в регионе различные мероприятия, которые бы позволили решить эту проблему. Одним из таких событий, безусловно, является Стартап Тур. Мне сейчас сложно оценить влияние Стартап Тура на экосистему инноваций отдельно от остальных мер, которые нами принимаются, но очевидно, что в 2011 году, когда роад-шоу только начиналось, задачи по инновационному развитию в регионах были гораздо скромнее. Спустя семь лет мы разговариваем с субъектами совершенно на другом языке. Мы своими глазами видим, насколько выросло качество проектов в этих регионах, а сотрудничество с региональными властями ведется на гораздо более высоком уровне.

Расскажите об "историях успеха".

Юрий Сапрыкин: Например, компания из Владивостока "Маринео" делает очень "крутую" морскую навигационную систему для повышения безопасности мореплавания, прокладывания оптимальных расчетов.

"Дальневосточная торфяная компания" из Хабаровска занимается производством высококлассных удобрений, которые эффективнее и дешевле, чем у конкурентов. Они хотят локализовать производство в Китае, так как не замыкаются на внутреннем рынке, а смотрят в сторону Азии. Вообще, такой подход - необходимость. Объективно - большой по территории, но малонаселенный Дальний Восток имеет очень низкую емкость рынка. Европейская часть России далеко, но и там рынок не такой большой.

Есть пара перспективных ИТ-компаний - это "Софтвелум" и "Проект Видеосервис". Первые делают решения для видеостриминга - хороший и недорогой инструмент для онлайн-трансляций. Вторые - приложение для создания видеофильмов на смартфоне. У них уже 250 тысяч установок на App Store, и это о чем-то говорит.

На Дальнем Востоке у нас появилось 38 резидентов — это компании, которые прошли жесткую экспертизу, подтвердили состоятельность технологий. Их разработки не имеют аналогов в мире

Один из наших "титульных" резидентов - "Ронда Софтваре". Это уже серьезный игрок, который делает сложные вещи - программное обеспечение, чипы для камер высокого разрешения. У них большой штат инженеров, есть очень перспективные разработки, как и у проекта "Визитек", зародившегося в Южно-Сахалинске. Там создали систему промышленной безопасности. Когда у предприятия имеются сложные промышленные объекты, оно кучу денег тратит на контроль за их безопасностью, много времени на бумажную работу, проверки надзорных органов. Ребята нашли решение, которое позволяет автоматизировать процесс. Сейчас они открыли представительство в "Сколково" в Москве и активно там работают, договорились о сотрудничестве с "Газпромом", "Магнитогорским металлургическим комбинатом". И это доказательство, что можно выйти на рынок всей страны.

Есть интересный проект из Якутии - компания "Зеленая лаборатория", которая делает теплицы закрытого грунта, высокоэффективные, с хорошей урожайностью.

Больше всего проектов в сфере биомедицины, сельского хозяйства, марикультуры. Многие из них достаточно серьезные, и скорость их развития обусловлена сложностью исследования. Зато они понастоящему фундаментальные, я думаю, что через несколько лет разовьются настолько, что будут хорошо себя чувствовать на мировом рынке.

С административными барьерами приходится сталкиваться?

Юрий Сапрыкин: У нас много проектов в сфере ЖКХ, которые позволяют повысить энергоэффективность, теплоотдачу, очистку воды за счет технологий, на порядок дешевле чем те, что используются сегодня. И наша задача - помочь им найти свой рынок. Но поскольку в таких отраслях заказчиком часто является руководство субъектов, отраслевых министерств, муниципалитетов, мы выступаем таким, в хорошем смысле лоббистом.

Есть много решений по энергоэффективности, например, разработки, которые помогают в режиме энергосервиса корректировать и перераспределять нагрузки, а в итоге экономить. Или взять актуальные для Приморья лесные пожары. Несколько резидентов занимаются созданием мониторинговой инфраструктуры.

В Якутске работает компания, которая выращивает бактерии, способные проводить очистку систем отопления. Чтобы сделать это традиционным способом, нужно пережить целую эпопею - остановить систему, продуть под давлением, часто трубы не выдерживают и начинают течь. А эти бактерии можно запустить, не останавливая систему, они "съедят" все окаменелости и абсолютно безвредно выйдут в канализацию. Технология дешевле, но главное, эффективнее традиционной. Глава города Айсен Николаев заинтересовался этим способом, сотрудничество уже идет.

Если говорить в целом о Дальнем Востоке, не все безоблачно - по ряду объективных и субъективных причин. В Приморье, например, в последние годы мы не всегда находили поддержку в необходимости внедрения таких вещей, но я очень рассчитываю на понимание со стороны нового руководства края.

При этом у нас есть хороший опыт сотрудничества с властью в Свердловской, Челябинской областях и других субъектах РФ. Губернаторы, которые осознают проблемы, их масштаб и серьезность, понимают, что при ограниченных ресурсах заткнуть дыры количеством денег уже не удастся, надо искать высокотехнологичные решения.

На третьем Восточном экономическом форуме "Сколково" подписало с ДВФУ соглашение об открытии технопарка. Он станет одним из центров, вокруг которого появится новый наукоград, что предусмотрено концепцией развития острова Русский. В чем заключается роль Фонда?

Юрий Сапрыкин: Помимо развития технопарка мы будем принимать практическое участие в программах ДВФУ. Мы и сами в этом заинтересованы, потому что растущие компании всегда находятся перед проблемой набора квалифицированных кадров. Сегодня деньги зачастую проще найти, чем набрать 10-15 грамотных сотрудников.

В последние годы мы наблюдаем такой тренд - к нам "приходят" проекты, которые сами разработчики не могут однозначно отнести к какому-то кластеру. Если ты делаешь какой-то высокотехнологичный скальпель из наноматериалов, ты наноматериалами занимаешься? Или биомедициной? И тем, и тем. За проектами, которые находятся на стыке отраслей, будущее. Команды "Сколково" мультифункциональны, они обогащают друг друга - во время общения, обсуждения возникают новые идеи на стыке технологий. Мы хотели бы, чтобы в технопарке создавалась такая экосистема. И там все для этого есть - современная инфраструктура, толковые студенты и преподаватели. Да, нужно привлекать в качестве индустриальных партнеров крупные компании, причем не только российские, но и китайские, японские, корейские, которые давали бы обратную связь - насколько тот или иной продукт нужен рынку.

И через пару лет наш главный КПД будет не в выручке и инвестициях, хотя и за этими параметрами нужно следить, а в том, сколько компаний возникло на стыке технологий, благодаря такому подходу.