Зачем Кузбассу "бережливые" поликлиники

Кузбасс вошел в число 39 российских регионов, воплощающих в жизнь федеральный проект по применению методов бережливого производства в медицинских организациях. Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи. Что же изменилось в реальности с внедрением так называемых пациент-ориентированных технологий по принципу "бережливой поликлиники"?

Инициированный минздравом РФ проект, одна из главных целей которого - экономия времени пациентов, реализуют в шести государственных медицинских организациях Кемеровской области. Среди них - клиническая поликлиника N 20 города Кемерова. Перемены заметны здесь уже с порога: специальные указатели не позволяют ни растеряться, ни заблудиться, сотрудники регистратуры больше не отделены стеклянной перегородкой, пациенты выстраиваются в электронную очередь, точнее, ожидают на удобных диванчиках, а карточки хранятся строго в оборудованных хранилищах.

И в первой поликлинике городской детской клинической больницы N 1 нововведения позволили не только сократить очереди в регистратуру, но и разделить потоки пациентов.

- Здоровых детей принимает отделение профилактики, а тех, кто находится в острой стадии заболевания - дежурный врач в кабинете первичного приема, - уточнила на заседании общественного совета при областном департаменте охраны здоровья населения главврач медучреждения Татьяна Кармалитова. - Кроме того, участковые врачи теперь могут самостоятельно записывать пациентов на конкретную дату и время, с учетом особенностей лечения каждого ребенка. И, конечно же, мы создали колл-центр для приема звонков.

В офтальмологической поликлинике Кемеровской областной клинической офтальмологической больницы, рассчитанной на 220 посещений в смену, тоже заметили первые результаты работы по-новому. Так, сократив время оформления записи на консультативный прием и его ожидания, здесь смогли удвоить время непосредственной работы врача с пациентом. К слову, в этом учреждении ежегодно получает помощь более 76 тысяч жителей области. И внедрение новой модели организации работы регистратуры должно помочь созданию комфортных условий и, соответственно, повысить их удовлетворенность доступностью и качеством медицинских услуг.

Как сообщил заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам здравоохранения Валерий Цой, в 2018 году пациент-ориентированные технологии, подразумевающие перераспределение нагрузки между врачами и средним медперсоналом с оптимизацией внутренней логистики, будут внедрять не только в регистратурах, но и на всех этапах работы пятидесяти кузбасских поликлиник.

- Главная задача - настройка "бережливой" системы взаимодействия с пациентом: от записи на прием до выдачи результатов обследования, - подчеркнул Валерий Цой. - Все мощности медицинской организации, все ее службы должны работать на человека ра-ционально и эффективно. Будем организовывать деятельность так, чтобы снизить количество вынужденных визитов жителей области в поликлиники. Вместо многократных походов в учреждение (в регистратуру, на прием к врачу, за направлением, за талоном, на сдачу анализов и за их результатами) - максимум два-три визита пациента.

Пилотный проект, как неоднократно подчеркивали чиновники, ни в коем случае не предполагает сокращений поликлинического персонала. Хотя о каком сокращении может идти речь, если укомплектованность кад-рами в здравоохранении Кузбасса (как, впрочем, и всей страны) оставляет желать лучшего?

По результатам опроса 8,6 тысячи медработников из 85 регионов, проведенного в конце прошлого года Фондом независимого мониторинга "Здоровье" с помощью мобильного приложения "Справочник врача", проблему дефицита медицинских кадров в России признают три четверти респондентов. А более половины отмечают снижение качества или доступности медпомощи для населения. Так, почти в девяти тысячах населенных пунктов страны отсутствует ее шаговая доступность.

По словам Валерия Цоя, в Кузбассе не хватает порядка четырех тысяч врачей.

- Чтобы попасть на прием к терапевту, мне пришлось ждать три недели, офтальмолог и лор у нас приходящие, а к кардиологу, хирургу, гинекологу, неврологу и вовсе приходится ездить в другой конец района, в другие отделения, - сетует пожилая пациентка 20-й кемеровской поликлиники. - Особенно это неудобно сейчас, зимой, когда морозы и гололед. Кроме того, хирург и невролог в отделении на Кузнецком проспекте ведут прием на четвертом этаже, а лифта в здании нет. Пенсионеры и инвалиды вынуждены подниматься по лестнице.

Так что в плане обеспечения доступности и качества медицинской помощи предстоит сделать еще очень многое. Тем более что медицинских организаций, осуществляющих амбулаторный прием пациентов, в регионе в общей сложности более четырехсот. В этом списке - и сельские амбулатории, и фельдшерско-акушерские пункты, испытывающие свои, специфические трудности.

Компетентно

Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ:

- Проект "Бережливая поликлиника" в ближайшие три-четыре года будет реализован во всех 85 регионах России. Для нас приоритетно профилактическое направление. В перспективе оно должно занять шестьдесят процентов рабочего объема поликлиник. Поэтому мы и разделяем потоки пациентов, обеспечиваем быстрое прохождение диспансеризации. Оно должно быть и качественным, и не обременительным по времени. На материально-техническую поддержку и переоснащение детских поликлиник выделены дополнительные средства, и эта часть программы тоже в приоритете на ближайшие три года.