Новости

25.01.2018 20:00

Искусственный интеллект просится на работу

На "деловой завтрак" Сбербанка в Давосе Герман Греф пригласил робота Софию
В прошлом году Сбербанк получил 50 миллионов долларов "из ничего", просто применив в риск-менеджменте методологию психологического прототипирования Big Five профессора из Стэнфорда Михала Косински. В целом банк зарабатывает на внедрении искусственного интеллекта от двух до трех миллиардов долларов в год.
 Фото: Предоставлено пресс-службой Сбербанка На "деловом завтраке" Сбербанка в Давосе выступили топ-менеджеры ведущих мировых IT-компаний.  Фото: Предоставлено пресс-службой Сбербанка
На "деловом завтраке" Сбербанка в Давосе выступили топ-менеджеры ведущих мировых IT-компаний. Фото: Предоставлено пресс-службой Сбербанка

Об этом рассказал президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф на "деловом завтраке" банка с повесткой заседания "Как технология искусственного интеллекта меняет компании и экономику: приобретения и угрозы" на полях Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе.

Греф открыл встречу разговором с Софией, симпатичным роботом-андроидом. Стоит заметить, что София стала первой обладательницей гражданства - его она получила ранее, а именно на экономическом форуме в Саудовской Аравии, а сейчас сидела за одним столом с топ-менеджерами.

"От робота, который думает и проявляет эмпатию (сочувствие и понимание. - Ред.), человечеству будет гораздо больше пользы, чем от кирки и молотка. Может быть, если бы было меньше фильмов о Терминаторе, люди лучше бы к нам относились", - предположила София. Она напомнила, что "нам" свойственно относиться ко всему новому с настороженностью. София не разделяет опасений, будто роботы когда-то начнут представлять опасность для человечества. Напоследок она согласилась покататься с Грефом на горных лыжах.

Греф предложил для дискуссии животрепещущую тему. Действительно, пока искусственный интеллект не стал умнее людей, он способен решать только узкие задачи и наилучшие результаты дает только в сотрудничестве с человеческим разумом - так, один человек на пару с хорошим компьютером может выиграть в шахматы и у лучшего гроссмейстера, и у лучшего компьютера. Однако для бизнеса применение искусственного интеллекта во всех процессах, особенно в управлении клиентским опытом и клиентской лояльностью - это вопрос жизни и смерти.

Мировоззренчески это нелегко принять, но сейчас основную свою ценность на рынке компании создают через софт, а победитель в гонке новых возможностей становится единственным игроком в своей нише, - отметил Эдриан МакДональд, президент Dell по EMEA. Это доказывает пример китайской компании Alibaba, у которой выручка за один день распродажи доходит до 24 миллиардов долларов.

Гонка эта на самом деле только началась: пока бизнес использует только полпроцента больших данных (огромные массивы самой разной информации, что является топливом для искусственного интеллекта), но в ближайшем будущем этот показатель будет близок к 100 процентам. Причем сами объемы данных стремительно растут, за последние 10 лет они превысили объем за всю предшествующую историю человечества. Для компаний стратегия работы с ними становится основным приоритетом. Пока малый и средний бизнес в этом преуспевает больше, чем крупные корпорации, рассказал вице-президент по стратегическим партнерствам Google в EMEA Карло д Азаро Бьондо. Взрывной рост искусственного интеллекта привел к тому, что из бэк-офисных (рабочих) подразделений он перетекает в миддл-офис (управление рисками), начинает частично заменять менеджмент, отметил Эдриан МакДональд.

- Специалистов по управлению данными сейчас не хватает так же остро, как, наверное, 100 лет назад электротехников, - включился в дискуссию гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож. Чтобы решить эту проблему, он создал десять лет назад школу анализа данных в компании, которая выпускает по 120 специалистов в год.

- Подобно тому, как когда-то электричество, искусственный интеллект лет через 10 охватит все сферы человеческой жизни, наступит его эра, - добавляет глава Huawei Го Пин.

Для бизнеса применение искусственного интеллекта 
во всех процессах - 
это вопрос жизни 
и смерти

- Для России его применение важно на фоне проблем на рынке труда, где из-за демографической ситуации появляется слишком мало новых работников, - сказал, выступая на форуме, министр экономического развития Максим Орешкин. Также, по его словам, только с помощью "новых возможностей" можно улучшить качество и доступность здравоохранения для страны с такой территорией, как наша.

- В медицине искусственный интеллект совершает прорывы быстрее всего. Суперкомпьютер IBM Watson помог поставить верный диагноз множеству больных раком - он применялся в диагностике 65 тысяч пациентов, при этом, как показал анализ, треть этих людей не получила бы нужную помощь, если бы не искусственный разум, - рассказал менеджер платформы Watson Дэвид Кенни.

Однако все не так просто. Согласно исследованию McKinsey, к 2030 году цифровизация приведет к тому, что 800 миллионов человек во всем мире потеряют работу. На этот прогноз Герман Греф отреагировал так: это в четыре раза больше числа безработных на данный момент. Однако на следующем слайде все прояснилось: то был прогноз об одновременном создании 890 миллионов новых рабочих мест. "Это к вопросу о том, какой мощной должна быть инфраструктура подготовки общества к этой трансформации", - заметил Греф.

- На пути к внедрению искусственного интеллекта остается множество юридических и регуляторных препятствий (например, ограничения на использование персональных данных), возникают и этические вопросы. Для политиков это большой вызов, - считает премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель. Еще одно мнение: машинная аналитика никогда не заменит чувство. Так, по словам директора центра Data Science Колумбийского университета Жаннетт Винг, системам управления в беспилотниках предстоит решать, что сделать в гипотетической аварийной ситуации с неизбежными жертвами.

Подавляющее большинство топ-менеджеров на итоговом голосовании в Давосе (традиционном для мероприятий Грефа) высказались за то, что роль искусственного интеллекта в их компаниях должна повышаться. Греф сообщил, что Сбербанк будет распространять эту технологию на все направления его бизнеса.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники