29.01.2018 18:36
    Поделиться

    Почему компании начали уделять внимание программам наставничества

    Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева рассказала "Российской газете" о новом конкурсе по наставничеству и о перспективах движения наставников в стране.

    Вы объявили о запуске конкурса по наставничеству. Давайте сначала разберемся с определениями. Наставник - это кто?

    Светлана Чупшева: Это учитель в более широком понимании. Это мастер своего дела, практик, который готов передавать свои навыки, знания, делиться не только профессиональным, но и жизненным опытом. Уверена, что каждому в жизни такой наставник нужен, ведь все мы в чем-то талантливы, и нужно помочь эти таланты найти и раскрыть.

    Хорошо. Какие задачи вы ставите перед собой, запуская конкурс?

    Светлана Чупшева: Мы бы хотели собрать по всей стране лучшие примеры того, как можно организовать наставничество в различных областях - на производстве, в бизнесе, в социальной сфере, в образовании. Это должны быть универсальные готовые решения, чтобы практику, допустим, липецкой школы можно было использовать в Хабаровском крае. И, конечно, эти решения должны быть в чем-то уникальны. Не нужно изобретать велосипед, но новая "деталь", фишка должна быть обязательно.

    А дальше?

    Светлана Чупшева: На основе того, что удастся собрать, попробуем запустить движение наставничества во всех регионах. Точнее перезапустить, ведь в советское время это было распространенное явление, была целая система с конкурсами, наградами, в том числе на государственном уровне.

    Немного отдает нафталином, не находите?

    Светлана Чупшева: Нисколько. Хороший опыт надо переосмыслить, адаптировать к современным условиям. Наставничество - это связь поколений, и эту связь надо поддерживать, укреплять. Знаете, у меня сейчас перед глазами пример Николая Геннадьевича Варухина из Новгорода, который в 1967 году основал и до сих пор возглавляет Клуб юных моряков. Клуб получал от ВМФ списанные корабли, и дети под руководством Николая Геннадьевича их ремонтировали и выходили в рейсы. Сегодня у клуба четыре таких корабля. Дети стоят у штурвала, дежурят в радиорубке, работают у швартовых.

    Есть целые династии наставников. Например, в "Росатоме" потомственный сварщик Александр Дуймамет, в 2015 году победив на чемпионате рабочих профессий в высокотехнологичных отраслях, к следующему году подготовил другого чемпиона, а годом позже - еще одного. Вот такие примеры нам нужны, вот таких наставников стране не хватает.

    Хороший опыт надо переосмыслить, адаптировать к современным условиям. Наставничество - это связь поколений, и эту связь надо поддерживать, укреплять

    Все же времена меняются. 70 % производственных профессий могут стать ненужными…

    Светлана Чупшева: Конечно. Но меняясь под требования времени, крупные компании, госкорпорации начинают уделять все больше внимания программам наставничества. Они становятся еще более актуальными. В "Аэрофлоте" в рамках конкурса "Лучший по профессии" в прошлом году появилась новая номинация "Лучший наставник". Модифицируют свои наставнические программы в "Алросе", РЖД. На Челябинском трубопрокатном заводе есть очень интересная программа наставничества для студентов Первоуральского металлургического колледжа: там за каждым классом закреплен куратор от производства, он следит за успеваемостью, посещаемостью, знакомит со специальностью, передает свой жизненный опыт.

    К тому же новые времена - это не только новые вызовы, но и новые возможности. Сейчас благодаря технологиям фактически не существует расстояний, наставника и его подопечного могут разделять тысячи километров, но передаче опыта это нисколько не мешает.

    Среди номинаций конкурса есть и совсем очевидные вроде наставничества на производстве, но есть и необычные. Например, "Дети учат детей". Это о чем?

    Светлана Чупшева: Современные дети давно во многом опередили взрослых - по скорости адаптации к современным технологиям, потребления и освоения информации. И многие из них готовы делиться своим опытом, находками со своими сверстниками, с младшими ребятами, причем находят для этого новые, необычные форматы. Кто-то онлайн готовит к олимпиадам или к ЕГЭ, кто-то создал канал на YouTube и дает своим подписчикам практические уроки по робототехнике. За них заявки на конкурс могут подать родители или образовательные организации.

    Кстати, многие дети учат и взрослых, например, пользованию компьютером, навигации в Интернете. Мы такие практики тоже приветствуем.

    А у вас в АСИ вы приветствуете опыт наставничества?

    Светлана Чупшева: Конечно, многие наши сотрудники выступают в роли наставников. А не так давно вместе с нашими партнерами мы сделали проект для выпускников детских домов, чтобы помочь им адаптироваться во взрослой жизни и выстроить планы на будущее. Участвовали все директора АСИ.

    Ну и в завершение. Когда и где мы узнаем имена победителей конкурса?

    Светлана Чупшева: 14 февраля на форуме "Наставник", который пройдет в 75-м павильоне ВДНХ. Сам форум планируем сделать трехдневным и собрать на нем несколько тысяч всех тех, кто так или иначе связан с темой наставничества.

    Основные номинации конкурса

    "Наставник на производстве": практики наставничества на рабочем месте;

    "Наставник в бизнесе и предпринимательстве": практики взаимодействия опытных предпринимателей/компаний с начинающими предпринимателями;

    "Наставник в образовании и кружковом движении": практики наставничества в основном, дополнительном и неформальном образовании;

    "Наставник в социальной сфере": практики наставничества в интересах социализации, социальной адаптации, корпоративная социальная ответственность;

    "Дети учат детей": наставники до 18 лет, действующие в кружковом движении и онлайн-среде.

    Персональные номинации

    Гран-при "Наставник года" - для подвижников наставничества, выпустивших несколько поколений молодых профессионалов;

    Руководитель года - руководитель предприятия (более 5000 сотрудников), лично принимающий участие в наставничестве.

    Поделиться