"В течение 2017 года на фоне снижения объемов импорта экспорт подконтрольных госветнадзору товаров заметно увеличился", - рапортует Россельхознадзор. По данным ведомства, объем экспорта мяса и мясопродуктов составил 247,3 тысячи тонн, что превышает аналогичный показатель 2016 года на 70 процентов. Объем экспорта рыбы увеличился почти на треть - примерно до 2 миллионов тонн, молочной продукции - на 66 процентов, превысив отметку в 71 тысячу тонн.
Всего же российскими поставками в прошлом году оказались охваченными 97 стран мира.
"Экспорт продукции агропрома по итогам 2017 года выходит на рекордный показатель за всю историю, - заявил "Российской газете" директор по экспортной политике и анализу группы РЭЦ Михаил Снег. - По нашей оценке он превысит 20 миллиардов долларов".
Несмотря на очевидные успехи, российским экспортерам не стоит расслабляться, считают эксперты. "Необходимо обращать внимание на глобальные тенденции и предлагать продукцию, которая им соответствует, - отметил в беседе с "Российской газетой" исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков. - В частности, для расширения экспорта можно использовать такой тренд, как урбанизация". Тем более что продукция быстрого приготовления - те же полуфабрикаты - сегодня становится очень популярной во всем мире.
Вопрос расширения географии экспортных поставок нельзя не учитывать, но и здесь есть свои тонкости. Для средних игроков на рынке приоритетом должен стать выход на китайский рынок и наращивание объема экспорта в Китай, уверен эксперт.
"Сегодня полным ходом идет работа по созданию российского павильона на китайской платформе Alibaba и идет активная подготовка отечественной продукции для китайского рынка, - продолжает Дмитрий Востриков. - Первыми продуктами, которые отправятся на экспорт, станут снеки, кондитерские изделия, некоторые бакалейные группы и функциональные продукты питания".
Если говорить о географии поставок, то огромное значение для нас имеют рынки Азии, а также Ближний Восток и Северная Африка, продолжает Михаил Снег. "Помимо более традиционных направлений можно отметить такие перспективные точки роста, как кондитерские изделия, напитки, детское питание, мясо, овощи и дикоросы", - перечисляет он.
Ждет своих покупателей продукция отечественного птицепрома - прошлый год стал для нее рекордным, так что излишки можно направить на экспорт. Есть возможности и для наращивания поставок органической продукции, масличных культур и риса, считает глава "Руспродсоюза".