Людмила Александровна, начнем с главного. Почему школьный референдум в Москве приурочен к выборам президента? На этот счет в социальных сетях много высказывается догадок...
Людмила Мясникова: Секрета нет никакого. Голосование на выборах главы государства обычно самое массовое. Значит, школы могут воспользоваться этим и собрать как можно больше мнений по важным для них вопросам. Выборам же президента это никак не помешает, так как голосование будет организовано хотя и в том же здании, но в разных помещениях. И для избирателей удобно: проголосовать они смогут и там, и там в одни и те же часы - с 8 утра до 8 вечера. На школьном референдуме будут подготовлены бюллетени двух видов - A и В. Первый - для родителей, школьников и учителей, второй - для жителей микрорайона.
Зачем вообще москвичам школьные референдумы? Не проще ли решить назревшие вопросы на родительском собрании?
Людмила Мясникова: И на родительских собраниях решают. В этом референдуме важно то, что не только папы и мамы выскажут свое мнение, но и учителя, ученики, достигшие 14-летнего возраста и жители микрорайона, включая родителей будущих школьников. Часто слышишь: раньше было не так, как сейчас! Так пусть скажут, какой они видят школу рядом с домом? Всегда можно найти рациональное зерно и выбрать интересные идеи.
Какие же проблемы, по вашему мнению, заслуживают обсуждения на референдуме?
Людмила Мясникова: У каждой школы есть свои вопросы и своя головная боль. Три года назад с помощью "Активного гражданина" выбирали график единых каникул - мнения тогда разделились 50 на 50. В итоге школы принимают решения самостоятельно. Почему бы на этот вопрос не ответить и тем, кто завтра поведет ребенка в школу? Для них это важно. Или можно спросить, когда лучше начинать учебу - в 8.30 или в 9.00. Казалось бы, полчаса разницы. Но есть дети, которых из-за этого переводят в другую школу. Скажете, ерунда? Мол, можно все решить на собрании? Тем не менее, безумно интересно узнать мнения родителей завтрашних первоклассников. Организация школьного питания - еще один животрепещущий вопрос.
Не всплывут ли под шумок в школах торговые автоматы с шоколадками и чипсами, против которых так долго боролись родители?
Людмила Мясникова: Нет! Торговые автоматы точно никто на голосование выносить не будет. Вопрос решенный и к нему больше не возвращаемся. Думаю, будут более интересные вопросы - о развитии школы, новых образовательных программах, экспериментах и проектах.
А сколько всего вопросов могут предложить школы?
Людмила Мясникова: Важно, чтобы их было не больше четырех. Никто не хочет заполнять анкету, сидеть и ставить галочки непонятно, о чем. Сами вопросы должны лежать в компетенции школы, то есть те, которые волнуют и интересуют, и которые она в состоянии решить самостоятельно.
Когда должна быть сформирована повестка дня референдума?
Людмила Мясникова: За месяц, то есть до 18 февраля. Главное - создать комиссию, куда войдут нечетное число работников образовательной организации. Не меньше пяти, но и не больше одиннадцати.
Что будет, если референдум соберет меньше участников, чем рассчитывают организаторы?
Людмила Мясникова: Референдум будет считаться состоявшимся, если удастся собрать 51% от представителей школы. А вот вопрос будет считаться рассмотренным, если за него по обоим бюллетеням А и В проголосует 51%.
Как думаете, придут москвичи? Родители в Москве активные?
Людмила Мясникова: Мне кажется, придут. Мне было бы приятно, если бы мое мнение, как жителя микрорайона, учитывалось. А родители у нас активные, потому что их интересует, как и чем живут их дети. Позиция сегодняшних родителей - быть в курсе жизни и развития школы.
Какие вопросы чаще всего задают родители?
Людмила Мясникова: В сентябре начинают звонить и писать по поводу продленок и "льготах" на них. Затем - допобразование. После этого наступает время подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Дальше плавно переходим на выпускные вечера: где, когда, зачем, сколько и так далее.
Как быстро удается решить проблему?
Людмила Мясникова: Дело в том, что мы взаимодействуем со всеми структурами департамента образования, поэтому ответить или решить любой вопрос очень просто. Тем более у нас нет месяца на решение, как у чиновников. Допустим, пришла жалоба или вопрос. Родители, если их слышат, не жалуются. Жалоба возникает потом, когда их не услышали или не ответили. Мы реагируем сразу. Чаще всего, к сожалению, наши родители не доходят до директора. И вот уже второй год я занимаюсь тем, что свожу директора и того, у кого есть вопросы. Папы и мамы часто задают вопрос тому, кого видят в школе. Это может быть методист, и воспитатель, и учитель. То есть тому, кто не может ответить и уж тем более оперативно помочь решить проблему. Тогда уж лучше обратиться к своему классному руководителю.