Высокая фискальная нагрузка на зарплаты - одна из главных причин, по которой миллионы россиян продолжают трудиться в теневом секторе, а казна и так называемые социальные фонды теряют миллиарды рублей. Как выяснили в прошлом году специалисты Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, 44,8 процента работающих граждан в нашей стране получают всю зарплату или часть доходов неофициально.
Крайне актуальна проблема и для всех субъектов Северо-Запада. На уровне областей и республик действуют рабочие группы, которые с помощью различных мер, в том числе с привлечением контролирующих органов, принуждают работодателей отказываться от конвертов. В Карелии, к примеру, в прошлом году выявили больше 5,5 тысячи фактов нелегальной занятости. С гражданами заключили трудовые договоры.
Однако эта работа не будет эффективной, пока с одного рубля "белой" зарплаты работодатель должен будет выплачивать в соцфонды как минимум 30,2 копейки, уверены эксперты. Если учесть, что еще 13 процентов отчисляется в бюджет в качестве НДФЛ, общая нагрузка на зарплаты составляет 43 процента.
- Поэтому одной из составляющих частей грядущей налоговой реформы обязательно должно стать снижение размера отчислений в социальные, пенсионные и медицинские фонды, - отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. - При текущих ставках многим малым предприятиям придется работать в минус, чтобы платить своим сотрудникам полностью "белые" зарплаты. На мой взгляд, размер отчислений, которые смогут осилить калининградские предприниматели, не должен превышать 16-17 процентов от заработной платы. Но итоговую ставку следует определять в рамках масштабных научно-исследовательских работ с привлечением НИИ и вузов. Только так можно будет найти компромиссное значение, при котором у субъектов бизнеса по-явится возможность платить "белые" зарплаты и получать прибыль, а фонды не только не потеряют поступления, но и получат дополнительные доходы за счет легализации рынка труда. Возможно даже, что оптимальная ставка для отдельных субъектов РФ не должна быть одинаковой.
Минфин и минэкономразвития в начале прошлого года предложили снизить страховые взносы с работодателей с 30 до 22 процентов в обмен на повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 22 процентов. Однако против маневра, получившего название 22/22, выступил и федеральный минтруд, и представители крупного бизнеса. Затем дискуссия затихла.
- Не исключено, что сейчас следует вернуться к обсуждению инициативы, видоизменив параметры налогового маневра, - считает руководитель экспертной группы Северо-Западного бюро по защите прав предпринимателей, советник вице-президента "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Мельников. - Главное при этом, чтобы ни масштабная налоговая реформа в целом, ни маневр в частности не привели к прямому или косвенному росту налоговой, фискальной и административной нагрузки на бизнес. В федеральном бюджете на 2018 год уже заложено повышение утилизационного сбора и таможенных пошлин на некоторые виды импортного оборудования, введение инвестиционного сбора в портах. Пусть данный вопрос и не касается налогов и социальных взносов, но все равно речь идет об опосредованном увеличении административного бремени.
Директор центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Кайсаров предлагает изменить суть налогового маневра. По мнению эксперта, следует дифференцировать ставки социальных взносов в зависимости от доли издержек на оплату труда в структуре стоимости товаров и услуг, которые производит и предоставляет предприниматель. Чем выше доля "зарплатных" расходов, тем меньше должна быть ставка налога. И наоборот.
- НДС - это косвенный налог, он увеличивает стоимость товаров и услуг, но бремя по его уплате ложится на конечных потребителей, - поясняет Александр Кайсаров. - Если мы узаконим зависимость социальных взносов от доли заработной платы в себестоимости продукции, НДС будет косвенно влиять на ставку социальных отчислений, даже если ставка самого налога на добавленную стоимость останется неизменной. Предпринимателям при этом будет выгодно максимально "обелять" доходы сотрудников.
Еще один вопрос, который требует проработки в рамках грядущей налоговой реформы, касается перехода компаний из категории микробизнеса в категорию малого и среднего бизнеса, уверен Александр Мельников. Пока порядка 95 процентов субъектов МСП в нашей стране - это микропредприятия с оборотом до 150 миллионов рублей в год и штатом до 15 человек. И многие из них сознательно не развивают и не расширяют бизнес, чтобы не потерять право пользоваться специальными налоговыми режимами, такими как упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.
- УСН и ЕНВД - действительно очень комфортные режимы. Однако между ними и общей системой налогообложения нет комфортного промежуточного звена, - рассуждает Александр Мельников. - Необходимо подумать о налоговых преференциях для микропредприятий, только-только преодолевших лимиты специальных налоговых режимов.
Значительный потенциал роста бюджетных доходов, который не приведет к росту издержек действующих предпринимателей, связан с легализацией самозанятых граждан. Текущая реформа, освободившая репетиторов, нянь, сиделок и домработниц от уплаты налогов и взносов на 2017 и 2018 годы, ожидаемого эффекта не принесла. К 1 января 2018 года, по информации ФНС, легализовались лишь 964 человека. В качестве одной из причин непопулярности налоговых каникул эксперты назвали туманный дальнейший статус самозанятых работников. Если законодательство не изменится, в будущем таким специалистам придется платить и налоги, и социальные взносы.
- Важно сделать так, чтобы самозанятые граждане могли перечислить государству раз в год небольшую сумму единым платежом, а потом были освобождены от всякой отчетности и администрирования, - подчеркивает Георгий Дыханов.
Это предложение, впрочем, законодатели неоднократно обсуждали. И неоднократно отвергали из-за сложностей с распределением средств между бюджетами разных уровней и социальными фондами.
- Разработать механизм, позволяющий перераспределять единые платежи самозанятых работников, скорее всего, будет непросто, - развивает тему Александр Кайсаров. - Но миллиарды рублей, которые получит государство в случае успешного проведения реформы, эту работу оправдают.
Важно также, чтобы активное участие в налоговой реформе принимали региональные власти, подчеркивают эксперты. Речь идет и о налоге на движимое имущество, решение о применении и отмене которого полностью находится в компетенции субъектов РФ. И о налоге на недвижимость, ставку которого также устанавливают региональные власти. Она не может превышать 2,2 процента от кадастровой стоимости объекта, но у регионов все равно остается поле для повышения или снижения налогового бремени.
В Калининградской области, к примеру, в 2018 и 2019 годах налог будет составлять полтора процента от кадастровой стоимости недвижимости, а в последующие годы - два процента. В Карелии ставку дифференцировали в зависимости от вида деятельности компаний - там нижний порог, если речь не идет о приоритетных инвестиционных проектах, начинается с 0,2 процента. В Псковской области также существует разделение по видам деятельности налогоплательщиков и назначению зданий, но отчисления все равно будут взимать по верхней планке - от 1,9 до 2,2 процента.
- Хотелось бы, чтобы субъекты РФ, оперируя региональными налогами, не так часто ориентировались на верхние границы ставок, - подводит итог Александр Мельников.
В самом западном российском регионе попытались практически в четыре раза снизить ставки взносов в страховые фонды для работодателей, которые платят своим сотрудникам среднюю зарплату не ниже пяти федеральных МРОТ. Инициатива стала частью первых редакций так называемого нового закона о Калининградской области. Но после согласования законопроекта с федеральными министерствами и ведомствами льгота сохранилась только для вновь созданных резидентов калининградской особой экономической зоны.
- Возможно, калининградскую идею следует принять во внимание при обсуждении деталей грядущей налоговой реформы, - продолжает Георгий Дыханов. - Это дало бы добросовестным работодателям стимул повышать сотрудникам зарплату за счет экономии на социальных взносах, что, в свою очередь, положительно сказалось бы на потребительском спросе. А компаниям, сотрудники которых получают высокую "серую" заработную плату, - стимул показывать государству реальные доходы работающих.