Между тем, уже сейчас пребывать в таких зданиях попросту небезопасно: многие имеют высокую, свыше 70 процентов, степень физического износа. Примечательно, что страховые компании, как заявляют жильцы, в последние годы отказываются заключать с ними договоры: слишком много страховых случаев.
В программу капитального ремонта эти дома не включают: на все запросы жильцов власти Петербурга отвечают, что не считают целесообразным тратить средства из фонда капитального ремонта на те строения, которые подлежат в ближайшее время сносу.
Получается, жители, попавшие в адресную программу реновации, оказались заложниками какого-то замкнутого круга.
- Именно так, - подтверждает и глава местного муниципального образования "Автово" Алан Кесаев. - Более того, жители разрушающегося жилого фонда оказываются сейчас еще и обитателями депрессивных микрорайонов. Ведь на благоустройство внутриквартальных и придомовых территорий деньги из городского бюджета сейчас тоже не выделяются. Контрольно-счетная палата прямо заявила, что если это произойдет, то согласно закону будет расценено как нецелевое использование средств.
И получается, что ни реконструировать детские площадки, ни спиливать ветхие деревья, которые того и гляди упадут на голову зазевавшемуся прохожему, ни ремонтировать асфальтовые проезды между домами муниципалы сейчас не имеют права. А в договоре с инвесторами, которые взяли эту территорию в долгосрочную аренду, такие "мелочи" тоже не прописаны.
Арбитражный суд, который удовлетворил иск ООО "СПб Реновация" к комитету имущественных отношений по поводу продления сроков действия договора об адресной программе расселения жилья на десять лет, до 2029 года, тем не менее отметил, что власти города не справились со своими прямыми
обязанностями. Например, жилищный комитет не выполнил в срок расселение жильцов, а Росреестр - регистрацию прав собственности жителей на землю, где стоят их дома. Вследствие чего переселение жителей в границах муниципального образования может оказаться проблематичным.
Описанная ситуация касается не только жителей Автово: с подобными проблемами сталкиваются обитатели и других кварталов, подлежащих реновации.
Дмитрий Михалев, руководитель службы по работе с госорганами "СПб Реновация", затянувшиеся сроки исполнения адресной программы объясняет несколькими причинами:
- Первая - отсутствие так называемых "стартовых пятен" на карте муниципального образования, которые предполагалось отвести под застройку. В адресной программе подразумевалось, что они есть, а по факту оказалось не так. Это отодвинуло сроки начала действия программы на несколько лет, фактически она начала работать только в 2011-2012 годах.
Вторая существенная причина, по мнению застройщиков, - синдром последнего жильца.
- Сегодня с такой ситуацией мы столкнулись в Красносельском районе, - говорит Дмитрий Михалев. - Там одна семья в уже почти полностью расселенном доме требует, чтобы мы заплатили им по одному миллиону рублей за квадратный метр. Конечно, это невыполнимые условия.
Однако сорванные сроки переселения жильцов объясняются, думается, не только этими факторами. Несогласованность в действиях властей и инвесторов, отсутствие четко прописанных правил создают неразбериху, в которой так трудно найти правового и виноватого. А страдают жильцы.
- В теории, мы должны предоставлять им новые квартиры в пределах муниципального образования, - отмечает Дмитрий Михалев. - Но не факт, что в реальности дела будут обстоять именно так, что эту норму мы сможем выполнить.
Однако чиновники не согласны с таким подходом инвестора.
- Согласно условиям инвестиционного договора, жители ветхих и аварийных домов должны переселяться только в новое жилье. Наш комитет здесь - последнее звено цепочки. У ООО "СПб Реновация", насколько я понимаю, была возможность выкупить здания, чтобы обеспечить себе нужные "стартовые пятна" для нового строительства, - говорит Тамара Панченко, пресс-секретарь жилищного комитета администрации Санкт-Петербурга.