На Ямале запустят производство гранул для дорожного строительства

Департамент по науке и инновациям ЯНАО поддержал конкурсный проект выпуска в Новом Уренгое гранулированных материалов из диатомита - экологически чистого, дешевого и практичного природного сырья, запасы которого колоссальны. Бюджетная субсидия на запуск нового производства составит почти шесть миллионов рублей. Строительство небольшого завода начнут в этом году окружной инновационно-технологический центр и компания "Инновационные строительные материалы Ямала". Обладатели ноу-хау - тюменские ученые - будут сопровождать реализацию проекта.

Диатомиты - это находящиеся близко к поверхности земли либо выходящие на нее мощные кремниевые отложения из реликтовых растений и мельчайшего ракушечника. На территории западносибирских регионов их триллионы тонн, буквально всюду. Однако тюменцы, основав опытное производство в селе Нижняя Тавда, предпочли завозить сырье из соседней Свердловской области - из Ирбита, поскольку качество тамошнего диатомита высокое, а себестоимость его добычи низка. Под Новым Уренгоем залежи очень богатые, говорят геологи, но материал влажный, требует сушки. Да и брать его сложнее.

Конечно, многие полезные свойства диатомита давным-давно известны и используются на практике. К примеру, его применяют при устройстве футбольных полей экстра-класса, дробят в порошок для фильтрования пива и вина, пускают на изготовление динамита и кирпичей, в том числе огнеупорных для кладки металлургических печей.

Что же нового открыли сибиряки? Исследователи из Тюменского нефтегазового (ныне индустриального) университета и академического Института криосферы Земли разработали оригинальную технологию выпуска гранулированного, вспененного в ходе термообработки продукта. Предложили его использовать для прокладки автомобильных и рельсовых дорог. В первую очередь на вечной мерзлоте, где вспучивание грунтов деформирует, выводит из строя даже участки новых трасс. Гранулы же, отталкивая воду, позволят сохранить прочность конструкции, а значит, и миллиарды бюджетных рублей.

На вечной мерзлоте вспучивание грунтов деформирует, выводит из строя даже участки новых трасс. Гранулы же, отталкивая воду, позволят сохранить прочность конструкции, а значит, и миллиарды бюджетных рублей

Эксперименты с диатомитовым наполнителем проходят на Забайкальской железной дороге, на юге Тюменской области, на востоке Ямало-Ненецкого округа. Результаты неплохие.

- Дорожники готовы расширить фронт работ на территории автономии, и потому там без собственного производства гранул не обойтись, - говорит участник проекта кандидат технических наук Константин Иванов.

По словам академика Владимира Мельникова, прошедший обработку диатомит - очень легкий, теплоизоляционный, достаточно прочный, негорючий и химически безвредный - перспективный материал для гражданского, промышленного строительства. Хорош он и для ядерных реакторов, и в сельском хозяйстве найдет применение.

Вот еще что любопытно. Диатомитовые породы содержат сравнительно много железа. Совокупный объем последнего в сотни раз превышает национальные запасы железной руды. Впрочем, извлечение железа из ракушек, наверное, пока из разряда фантастики.