В Казани открылся Шаляпинский фестиваль

Великий русский бас Федор Иванович Шаляпин родился в Казани и прожил там до 17 лет. Фестиваль его имени, который в этом году проходит в 36-й раз, с самого начала был создан во славу певцов. Сюда любили и любят приезжать солисты Мариинского, Большого и многих ведущих российских театров. Да и из дальнего зарубежья понемногу, но обязательно кого-нибудь приглашают.

Несколько лет назад в Казани дебютировал выдающийся немецкий бас Рене Папе в главной шаляпинской партии - Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Одна из лучших сегодня меццо-сопрано мира Екатерина Семенчук исполняла там Амнерис в "Аиде" Верди. Приезжали туда и Ольга Бородина с Дмитрием Хворостовским. Только Анна Нетребко обошла стороной этот форум, хотя на сцене Татарской оперы выступала однажды с сольным концертом. Певцов на Шаляпинском фестивале ценят, хорошо встречают, берегут по всем правилам профсоюза, и даже дирижеры подбираются, такие, что, как правило, не досаждают своими амбициями. Директор театра Рауфаль Мухаметзянов чутьем интенданта комбинирует в составах и своих любимых резидентов, и делает ставки на новые успешные молодые имена, громко заявившие о себе в столицах. А потому критики и прочие заинтересованные едут на этот оперный смотр вокалистов, главным образом, послушать хорошие голоса в самых известных названиях мирового репертуара, которые на слуху у большинства любителей этого вида искусства. "Севильский цирюльник" Россини и "Пиковая дама" Чайковского, "Трубадур" Верди и "Турандот" Пуччини работают на поддержку института оперных звезд. В этом году в концертном исполнении дадут и главный оперный шедевр Гершвина - "Порги и Бесс" с участием американских певцов.

Ждать на этом фестивале радикальной новой режиссуры, может быть, когда-нибудь и стоит, но в Казани - с ее особым укладом, с тягой к чистоте, порядку, красоте, дозволенной моралью и тенденцией к охранению незыблемых традиционных ценностей - эстетические вызовы и перпендикуляры не слишком приживаются. Вот и новый "Набукко" получился традиционно решенным, хотя инженерный модернизм в стенах-трансформерах дал понять, что спектакль поставлен все же в XXI веке. Режиссер Ефим Майзель, имеющий диплом не только режиссера, но и скрипача, чутко выстроил к партитуре ансамблевые и хоровые мизансцены, учитывая размеры сцены, "съеденные" массивными стенами декораций. Контраст льняных платьев иудеев и ослепительной лазури вавилонского войска вкупе с грамотной архитектоникой режиссерских перестроений давал неискушенному зрителю без труда понять борьбу "наших" и "не наших". Режиссер не стал сильно демонизировать войско Навуходоносора, пачкать их руки в крови; достаточно, оказалось, лишь акцентировать их стремление к роскоши и богатству, чтобы их вождя, и без того временно лишившегося рассудка, в финале легче было выводить на путь христианской морали и примирения. В этом виделась несколько школьная дидактичность и нежелание как-либо травмировать публику. Зато в контексте такой неагрессивной режиссуры отлично слушались певцы. Первый состав собрал солистов более рациональных, второй - эмоциональных. Взращенная в недрах Татарского театра сопрано Зоя Церерина в партии Абигайль против сокрушительного вокала киевлянки Оксаны Крамаревой выигрывала остротой и расчетом, которых хватило даже на заветный ми-бемоль третьей октавы. Так же, как и первый Набукко у Бориса Стаценко вышел психологически более манким, чем более вокализирующим - у Геннадия Ващенко. 21 и 22 февраля фестиваль завершится грандиозным международным гала-концертом.