Верховная Рада готова мстить полякам за "дебандеризацию"

Во вторник начинается весенняя сессия Верховной Рады Украины (ВРУ), и главным вопросом первого пленарного дня станут украинско-польские отношения, планомерно ухудшавшиеся весь прошлый год, и достигшие низшей точки вместе с принятием польскими парламентариями поправок к закону об Институте национальной памяти. По этому закону, напомним, уголовное преследование за поддержку действующей на Украине исторической доктрины грозит не только рядовым адептам Степана Бандеры из числа гастарбайтеров - "заробитчан", но и десяткам украинских парламентариев, уже обещавшим "адекватно" отреагировать на недружественные шаги Варшавы.

По итогам прошедшего в понедельник согласительного совета фракций Рады, как заявил спикер Парубий, было решено принять некую резолюцию, подготовкой которой займется комитет по международным делам и его глава - "активистка" из Львова Анна Гопко, уже успевшая обвинить Польшу в "политизации истории", "переходе красных линий", и "шовинистическом диктате политики над исторической правдой". Текст документа пока не опубликован, но очевидно он будет перекликаться с уже сделанными заявлениями президента Порошенко и главы МИД Климкина, а их, напомним, больше всего возмутили формулировки документа. И, в частности, введение в юридический обиход термина "преступления украинских националистов".

Помимо политического заявления с призывами совместного изучения истории, несомненно, с трибуны Рады прозвучат и более радикальные, исполненные в истинно "бандеровском" духе, заявления. Так, депутат Игорь Попов, представляющий Радикальную партию Ляшко, и являющийся постоянным членом украинской делегации в парламентской ассамблее ОБСЕ, предложил люстрировать всех обладателей так называемой "карты поляка" - документа, подтверждающего принадлежность к польскому народу, и дающего обладателям значительные льготы на территории Польши. "Необходимо провести учет выданных гражданам Украины "карт поляка", и рассмотреть вариант учета наличия таких карт при назначении на государственные должности, а также должности в спецслужбах, правоохранительных органах и армии", - заявил Попов, попутно предложив запретить польским чиновникам и историкам доступ к украинским архивам. Причем больше всего в этой связи депутата беспокоит не опасность раскрытия новых доказательств преступлений украинских националистов и их пособничества нацистам, а сохранность документов "о праве собственности на землю и недвижимость на территориях Украины, которые ранее входили в состав Польши". Иными словами, депутат смотрит в будущее и предполагает, что вслед за признанием бесчеловечной сущности Бандеры, его соратников и наследников, Варшава заведет речь о реституции. На возмущение Киева польские власти сегодня попросту не обращают внимания. Более того, отдельные украинские эксперты предполагают, что "бандеровская" часть закона, в случае подписания президентом Дудой, будет исполняться польскими правоохранителями с удвоенной энергией.

В Киеве уже обозначили дальнейшие действия: ответом на польский закон станет дальнейшее ужесточение "гуманитарной" и языковой сферы. Вице-премьер правительства Вячеслав Кириленко анонсировал скорое рассмотрение новой, "углубленной" редакции закона о госязыке, в котором русский язык на территории Украины будет окончательно объявлен вне закона. Это позволит отвлечь наиболее радикальную часть "революционеров достоинства" от польских обид. И, безусловно, будет изобилие символических жестов "для внутреннего потребления": массированное развешивание "бандеровского" черно-красного знамени и дальнейшая популяризация нацистских идей в обществе путем проведения тематических фестивалей и "бандеровских чтений" (ближайшее такое мероприятие состоится на неделе в Киеве при поддержке столичной мэрии). Горсоветы Львова и Тернополя - регионов, где культ Бандеры особо развит, - на минувшей неделе уже утвердили порядок использования черно-красных знамен: их будут вывешивать на всех административных и коммунальных зданиях минимум 13 раз в год - по государственным и местным праздникам.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"