В контрольно-надзорных ведомствах говорят, что после снижения количества плановых проверок нарушений выявляют не меньше. Но проверки стали точечными: специалисты знают, куда идти. Единственное различие - штрафов накладывают и взимают меньше. Закон провозгласил приоритетом предупреждения. Штрафуют только в крайнем случае.
Что такое риск-ориентированный подход? Предприятия, организации, учреждения и даже простых граждан разделили по категориям и каждой присвоили степень риска. Например, такой подход используют при земельном надзоре. Установлены три степени риска для землевладельцев: средний, умеренный и низкий.
- Плановые проверки в отношении участков категории среднего риска проводятся не чаще одного раза в три года, умеренного - одного раза в пять лет, - говорит руководитель управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Евгений Черный. - В отношении владельцев земли из категории низкого риска они проводиться не будут.
Наивысший класс присвоен землям для гаражного и жилищного строительства, кладбищам и участкам под размещение объектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов. В категорию умеренного риска внесены участки, граничащие с лесным фондом, особо охраняемыми природными территориями, населенными пунктами и сельхозугодьями.
К ней же отнесены земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны, безопасности и размещения объектов спецназначения. Участки под индивидуальное жилищное строительство и дачи получили категорию низкого риска. Подобный подход применяется и при проверке производственных предприятий. И тут уже проявились недостатки.
Например, инспектор имеет право прийти с плановой проверкой на пищекомбинат не чаще одного раза в три года. Визит надо согласовать с прокуратурой - основания должны быть вескими. Инспекция проверила комбинат и дала положительное заключение. В последующие три года, если не случится ЧП, она туда не придет. Какие товары будет производить комбинат без надзора, большой вопрос.
- Ограничения числа проверок не должны распространяться на сферы, от которых зависит жизнь и здоровье человека, - считает замглавы ТУ Россельхознадзора Лев Лейзеров. - Кроме того, особый контроль необходим за продукцией, поставляемой на экспорт. За рубежом к ней относятся очень придирчиво.
Допустим, некая страна решила закупать в России сгущенное молоко. Специалисты посетили предприятие, проверили качество товара и дали разрешение на экспорт. Три года завод не беспокоят. Кто поручится за то, что он не начнет фальсифицировать "сгущенку" растительными жирами? Вопросы возникнут и к инспектору: мол, где ты был, куда смотрел? Но что он может сделать, если побывал на производстве три года назад? А чаще посещать завод ему запрещает закон.
УФАС проверки по новым правилам начало проводить в прошлом году. Статистика пока есть за три квартала. Но даже она наглядно говорит о том, что ситуация изменилась. Так, в 2017 году была проведена всего одна плановая проверка соблюдения требований закона "О рекламе" - в отношении юрлица.
- На 2018 год проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в данной сфере не запланированы, - рассказал замглавы УФАС Андрей Кирьянов. - Это связано с государственным курсом на снижение нагрузки на малый и средний бизнес.
Для сравнения: в 2016 году антимонопольщики за нарушения в сфере рекламы наложили штрафы на 638 тысяч рублей, а в 2017-м - на 56,5 тысячи. То есть объем санкций сократился более чем в десять раз. Таков результат "изменения мер пресекательного характера на предупредительный". Если в 2016 году малому и среднему бизнесу выдали 11 предупреждений, то в 2017-м - уже 36.
- При этом количество возбужденных административных дел практически не изменилось, - отмечает Андрей Кирьянов. - Примерно такой же осталась и структура правонарушений. В основном это недостоверная реклама, а также ненадлежащая реклама финансовых услуг и алкогольной продукции.
По словам руководителя регионального управления Роспотребнадзора Александра Румянцева, план проверок этого ведомства на 2018 год также сформирован с учетом риск-ориентированного подхода. Повышенное внимание уделено объектам высокого риска. Но акцент все же смещен с выявления нарушений и наложения наказаний на профилактику.
- С 2008 года общее число наших проверок сократилось более чем в два раза, - рассказал Александр Румянцев. - А в отношении субъектов малого бизнеса в 2017 году количество проверок по сравнению с 2008 годом сократилось в 6,5 раза.
По его мнению, профилактика играет важную роль. Для бизнеса в последние годы все чаще проводят консультации, круглые столы, дни открытых дверей, организуют временные телефонные горячие линии, курсы правового просвещения и другое. Все больше информации размещается на сайтах ведомств. Поэтому сокращается число нарушений, которые предприниматели допускают от незнания.
Административная нагрузка не снизилась, а изменила форму, считает бизнес-сообщество. Для проведения внеплановой проверки достаточно сигнала бдительного гражданина. Написал кто-то жалобу - и вот уже на предприятии высадился десант инспекторов.
Предположим, факт не подтвердился. Но инспекторы могут найти другие нарушения, о которых бдительный гражданин не писал. Так что жалобы позволяют обойти запрет на плановые проверки.
С такой ситуацией столкнулось Залегощенское хлебоприемное предприятие. В сентябре из Орелоблэконадзора пришло письмо. Из него следовало, что сотрудниками этого ведомства были установлены нарушения требований закона об охране атмосферного воздуха.
- Основанием послужило обращение гражданина, - рассказал помощник регионального бизнес-омбудсмена Евгений Бывшев. - И хотя на предприятии никто не побывал, было возбуждено административное производство.
Директора вызвали в Орел. Он уверяет, что ему не дали ознакомиться с материалами, на основании которых было заведено дело. Сослались на тайну персональных данных.
В распоряжении "РГ" имеется ответ Орелоблэконадзора. Из него следует, что законом "не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия". В связи с этим просьба директора дать материалы для ознакомления "не может быть удовлетворена".
Только как защищаться, когда не знаешь, в чем тебя обвиняют? Не подготовишь возражения, контраргументы. Да и если человек написал жалобу, разве это только его частное дело? Разве он сам не вмешивается в чью-то жизнь? Возможно, разобраться ХПП поможет прокуратура.
- Очень неприятно для малого бизнеса изменился сам подход к рассмотрению административных производств, - считает Евгений Бывшев. - Если раньше контролирующие органы доказывали вину предпринимателя, то сейчас все наоборот. Его обвиняют и составляют протокол, а он вынужден идти в суд и доказывать свою невиновность.
То есть практически забыта пресловутая презумпция невиновности. Кстати, факт возможной коррупции, упомянутый в жалобе на ХПП, не подтвердился. Но это не помешало обвинить в других нарушениях - дескать, не провели экологические мероприятия. Предприятие наказали предупреждением, которое оно пытается по суду признать незаконным и недействительным.
Казалось бы, зачем? Это же не штраф. Есть важный, но малоизвестный нюанс. Вместе с предупреждением выдается предписание об устранении нарушений. Если оно не будет исполнено, то штрафа не избежать. В этом случае никто не упрекнет инспектора в том, что он "кошмарит" бизнес. Формально же он прав.
И только бизнесмен знает, что устранение нарушений, порой надуманных, может дорого обойтись. Например, обяжут установить очистное оборудование, а оно стоит десятки или сотни тысяч рублей. Потом окажется, что и не нужно было, ошибочка вышла. А деньги уже потрачены, и их никто не вернет.
Бизнесмены считают, что внедрение новых правил по большому счету ничего не изменило и не ликвидировало коррупционные риски. Другая лишь статистика: меньше плановых проверок и штрафов. Вроде бы это говорит о снижении административной нагрузки. Но стало ли бизнесу легче? Впрочем, вопрос этот дискуссионный, поскольку сравнивать не с чем. Никто не учитывает количество исков предпринимателей, оспаривающих административные протоколы, финансовые расходы, которые они при этом несут. А потерянное ими время и подпорченная репутация? Деловой партнер может отвернуться, если узнает о неладах с законом. Словом, взять административный барьер все так же сложно.