06.02.2018 11:12
    Поделиться

    В Орле появились поддельные коммунальные услуги

    Псевдокоммунальщики делают бизнес на потребителях
    В регионах появились коммерческие "двойники" муниципальных предприятий, предлагающие коммунальные услуги по завышенным ценам. Зачастую коммерсанты обходят квартиры, советуя приобрести "необходимые для вашей безопасности" товары втридорога. На какие еще уловки могут попасться граждане и как бороться с нечистыми на руку дельцами, выяснил корреспондент "РГ".

    Поставили на счетчик

    В начале января жители Орла начали находить в своих почтовых ящиках листовки. По формату и "казенному" стилю печати они похожи на коммунальные извещения. Таким нехитрым способом некая единая служба по учету водоснабжения сообщила горожанам о том, что готова за плату установить и поверить счетчики воды.

    Текст не выглядит рекламным. В нем указано, что поверка счетчиков является обязанностью, установленной федеральным законом. И тех, кто от нее откажется, ожидают неминуемые санкции - вплоть до отключения воды. Жильцов просили не покидать квартиры в дневное время - дескать, сотрудники службы могут прийти с метрологической проверкой.

    Горожане забеспокоились. В мэрию и водоканал посыпались запросы. Многих возмутил ультимативный тон "извещений". Да и не прогуливать же работу. К тому же начались обещанные поквартирные обходы. Молодые люди представлялись сотрудниками муниципального предприятия. В водоканале заверили, что не имеют к этому отношения.

    - В Орле не существует такой муниципальной службы, - прокомментировал ситуацию директор "Орелводоканала" Василий Иванов. - Она не заключала договоров ни с нашим предприятием, ни с управляющими организациями. Судя по всему, это просто вид агрессивного маркетинга.

    Действует он не на всех, но пожилые люди могут поддаться. И если визитер представляется сотрудником муниципального предприятия, то ему верят. Магическое воздействие оказывают и ссылки на законы.

    - Эти "сотрудники" также рассказывают людям старшего поколения о необходимости замены приборов учета, - продолжает Василий Иванов. - Не стоит реагировать и вступать с ними в переговоры.

    По его словам, муниципальный водоканал планирует защитить свою репутацию в компетентных органах. В частности, антимонопольную службу попросили провести проверку. Но первым шагом стало предупреждение, которое разместили на сайте администрации города. Орловцев призвали не доверять псевдомуниципальным работникам.

    Озонатор с наценкой

    Взрывы бытового газа в последние годы стали делом не редким. Власти решили ужесточить надзор. Еще в 2013 году правительство страны издало постановление № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО)". А в декабре 2016 года вступили в силу поправки в КоАП РФ. Согласно им штраф в одну-две тысячи рублей грозит за уклонение от заключения договора о техобслуживании и ремонте ВДГО.

    - Заключить договор можно не только с газораспределительной компанией, - пояснил глава областной жилинспекции Анатолий Гаращенко. - Его можно заключить с любой другой специализированной организацией, которая отвечает требованиям, установленным правилами пользования газом.

    Если коммерсант представляется сотрудником муниципального предприятия, то ему зачастую верят

    Коммерсанты отреагировали на это по-своему: появились сомнительные услуги. Так, в Орле молодые люди ходили по квартирам и предлагали приборы, якобы позволяющие определять утечку газа. Оказалось, что это обычные озонаторы, которые в магазинах продают по тысяче рублей. Торговцы просили за них в десять раз больше.

    Неразбериха получилась и с оплатой услуг. Так, постановлением администрации города был введен пункт, предусматривающий плату за техническое диагностирование отработавшего нормативные сроки ВДГО. Некоторые управляющие компании включили ее в счета. Горожане начали жаловаться, не понимая, за что с них требуют плату.

    - Никто не знает условий оплаты данной услуги - перечня работ, периодичности их выполнения и так далее, - говорит замглавы отделения "Объединения потребителей России" Рафаил Исламгазин. - К сожалению, найти нормативный акт, который определяет периодичность диагностики ВДГО, не удалось.

    Диагностирование предусмотрено упомянутым постановлением № 410, но четких условий нет. Даже судебная практика неоднозначна. На большинство домов нет документации, определяющей срок эксплуатации ВДГО. Методика оценки на федеральном уровне не утверждена. Суды обычно ссылаются на "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов общественных и жилых зданий".

    Оно было утверждено в 2000 году приказом Госстроя России для строителей. В нем нормативный срок эксплуатации ВДГО определен в 30 лет. Существует и приказ Ростехнадзора № 613 от 2013 года. Согласно ему, если сведений о сроках эксплуатации ВДГО нет, то решение о диагностировании может принять специализированная организация. Но опять же это не закон, а ведомственный приказ.

    - Законодательство не предоставляет газоснабжающим организациям полномочия на диагностику ВДГО, а лицензированных организаций в Орле нет, - продолжает Рафаил Исламгазин. - Поэтому нет договоров на диагностику ВДГО. Несмотря на их отсутствие, некоторые управляющие организации начали требовать плату.

    Общественники призвали правоохранительные органы разобраться - нет ли тут мошенничества?

    На теневой стороне

    В прошлом году в Орле ввели единые квитанции, в которых выставляли счета за свет, отопление и горячую воду. По договоренности компаний изготовление платежек взяли на себя поставщики электроэнергии. Вскоре на оборотной стороне орловцы начали находить рекламу банковских услуг, газовых служб и даже предложения купить готовые теплицы.

    Один из горожан пожаловался в антимонопольную службу. Разбираться пришлось специально созданной комиссии, которую возглавил замглавы УФАС Андрей Кирьянов. Предстояло ответить на вопрос: "Является ли информация, размещенная на оборотной стороне платежки, законной?"

    Реклама - это информация, распространенная любым способом и направленная на формирование и поддержание интереса к товару и его продвижению на рынке. А перечень информации, которая может содержаться в платежках, утвержден правилами предоставления коммунальных услуг № 354. Он состоит из 11 пунктов. Так, в квитанции разрешено указывать сведения о жильцах, поставщиках ресурсов, тарифах и плате, объемах предоставленных услуг, перерасчете и задолженности, льготах и рассрочке платежей. Про рекламу нет ни слова. Но в энергокомпании именно это считали аргументом в свою пользу. Ее представители заявили: поскольку ни в законе "О рекламе", ни в правилах № 354 нет прямого или косвенного запрета, то рекламу на обороте печатать можно. Однако в УФАС решили, что это не так - надо учитывать мнение жильцов. Подобное условие может быть прописано в договоре на предоставление коммунальных услуг. Если его нет, то информация на обороте незаконна, а реклама признается ненадлежащей.

    Энергетики с этим в конце концов согласились. Антимонопольная служба не стала выдавать им предписание, так как нарушение было устранено добровольно. Больше орловцев навязчивой рекламой на платежках не беспокоят.

    Поделиться