Молодежь здесь с интересом наблюдала, как рисуются сложные узоры и прямо на глазах создаются произведения искусства. Однако участник международных и всероссийских выставок потомственный ювелир Алибег Куртаев сетует на падение у нынешних подростков и юношей интереса к ювелирному искусству:
- Все меньше молодых людей хотят заниматься "ювелиркой". Сейчас непросто продавать изделия. Работа, особенно начинающих ювелиров, почти не окупается. Чтобы стать хорошим мастером, нужно не менее десяти лет. Кроме того, жизнь в селе тяжелая, поэтому молодежь уезжает в города.
Знаменитый аул ювелиров и златокузнецов Кубачи в свое время принес известность Дагестану. Местная средняя школа - одно из немногих образовательных учреждений страны, где вместе с аттестатом выпускники получают удостоверение ювелира. По словам директора школы Култум Куцуловой, дети учатся живописи, орнаменту, гравировке, филигранному делу и даже кольчугоплетению. Таким образом, путевкой в жизнь для них становится не только аттестат зрелости, но и документ, подтверждающий у них наличие базовой подготовки по специальности ювелира.
Бывший директор Кубачинского художественного комбината Саид Ниналалов настроен более оптимистично, чем его коллега. Он считает принципиально важным, что дети в школе обучаются азам ювелирного искусства:
- Кроме того, они учатся и дома у своих родителей, получая более узкую специальность гравировщика, эмальера, филигранщика, монтировщика.
Как полагает ювелир, время ширпотреба прошло, а качественно сделанные кубачинские изделия достаточно востребованы.
- Популярности добиваются именно хорошие мастера. Но есть немало молодых, которые не уступают мэтрам. Чтобы стать хорошим и востребованным ювелиром, надо постоянно учиться, посещать выставки, перенимать лучший опыт, - считает Ниналалов.
В Дагестане молодые ювелиры могут продолжить обучение в художественном училище или на художественно-графическом факультете Дагестанского педагогического университета.
В этом году главный редактор журнала "Ювелирный сад" предложил направить ему несколько молодых кубачинцев для обучения ювелирным специальностям в Москве.
Кроме этого, в рамках выставки "Молодые дарования - 2018", которая пройдет в мае, планируется объявить конкурс, победителям которого предоставят возможность получить высшее специализированное образование в Москве.
Что касается сбыта продукции, то кроме традиционных продаж через салоны налажен сбыт посредством специализированных интернет-магазинов.
- Объем производства кубачинских изделий колеблется от 15 тонн в кризисные годы до 30 тонн в хорошие. Это гораздо больше, чем в самые лучшие времена работы Кубачинского художественного комбината, который практически прекратил деятельность. Максимум там выпускали до десяти тонн изделий из серебра в год, - добавил Саид Ниналалов.
Он считает, что качество продукции по сравнению с советским периодом, когда на поток было поставлено производство серебряных подстаканников и браслетов, изменилось в лучшую сторону. Ассортимент при этом расширился во много раз.
- Чтобы достичь славы знаменитых кубачинских ювелиров, одного мастерства недостаточно. Дагестанским умельцам не хватает хорошего пиара. Но пока нынешнюю молодежь больше интересуют успехи спортсменов, чем творческих людей. Тем не менее кубачинский бренд все равно знают и ценят, - отметил ювелир.
Еще столетия назад кубачинцы прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий. Лучшие образцы, сделанные ими в Средние века, хранятся в Оружейной палате Кремля, в Историческом музее и Музее истории и культуры народов Востока в Москве.
Кубачинцы были поставщиками изделий ханам и царям. Российский император Александр III заказал местным ювелирам набор холодного оружия, который подарил английской королеве Виктории. Этот экспонат хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.