Крымские перевозчики не захотели слезать с "дотационной иглы"

Министрам транспорта и социальной защиты РК поручили проанализировать, сколько льготников ежемесячно пользуются общественным транспортом. Но, как оказалось, выполнить это задание будет непросто - необходимых технических средств у предприятий-перевозчиков нет, все придется делать "на глаз".

Пассажиры не изучены

В Совмине РК попросили провести анализ количества льготников как минимум на каждом из городских маршрутов до 10 февраля.

- Считайте реальный пассажиропоток, надо проехать со всех конечных остановок по каждому из маршрутов, проследить, на каких ездят льготники и сколько, инвентаризировать все маршруты, - сказал глава РК Сергей Аскенов. - В Крыму кто-то проводил исследования пассажирских потоков?

Судя по тому, что никто из ответственных ведомств ни разу не предоставлял подробной статистики, пассажирские потоки в городах Крыма не изучаются. Об этом же свидетельствует и хаотичная схема движения маршрутных такси в Симферополе. В 2014-м чиновники называли эту проблему результатом работы украинской власти, но спустя четыре года ничего не изменилось. Разве что многие маршруты некогда крупнейшего перевозчика "СимСитиТранс" перешли муниципальному "Горавтотрансу" и обслуживаются не малогабаритными, а 12-метровыми автобусами.

В минтрансе говорят, что ежегодно на дотации за перевозку льготников транспортным компаниям РК выплачивают 1,3 миллиарда рублей. И это при том, что их подсчет ведется исключительно "на глаз".

- При внедрении автоматических средств оплаты проезда (АСОП) мы будем видеть реальное количество льготников, - сказал директор "Крымавтотранса" Игорь Коробчук. - Минсоцполитики РК и минтранс РК ищут способы взаимодействия, чтобы с перевозчиками можно было работать по схеме "сколько перевез - столько получил".

На первый-второй…

Проблема кроется в том, что сроки внедрения АСОП в Крыму не известны никому. Как ранее писала "РГ", минтранс приобрел большую партию валидаторов для симферопольского транспорта, но для подсчета количества льготников он не годится. Терминал, похожий на те, которые используют для оплаты картами в магазинах, находится под контролем водителя и фактически ничем не отличается от рулона с билетами. Кондукторов, которые могли бы контролировать обилечивание всех пассажиров, и льготников, и нельготников, нет - на зарплату в 15 тысяч соискателей безуспешно ищут два года и автобусники, и троллейбусники.

- В Крыму 33 категории льготников, республика взяла на себя обязательства в том числе перед теми, кто получил преференции по украинскому законодательству, - сообщил министр транспорта РК Игорь Захаров.

Он считает, что монетизация льгот в отдельном регионе - сомнительная затея, поскольку это приведет к социальному неравенству между жителями разных регионов РФ.

В то же время в конце 2017 года в администрации Симферополя заговорили о необходимости введения монетизации: начальник управления транспорта и связи Анастасия Лавринова заявила о многочисленных жалобах водителей, недовольных большим количеством "фальшивых" льготников, и пассажиров, которых отказываются возить бесплатно

Зачем нам зарабатывать?

Министерство транспорта РК анонсировало слияние нескольких транспортных компаний в одну: в этом году керченский муниципальный перевозчик, симферопольский "Горавтотранс", республиканские "Крымтроллейбус" и "Крымавтотранс" станут одним предприятием. Чиновники отказываются комментировать его экономическое обоснование.

- Это нужно для лучшего контроля финансовых потоков, - коротко сообщил Игорь Захаров. - От него выиграют все предприятия. Мы централизуем управление, берем все в свои руки - в том числе субсидирование перевозки льготников.

Власти Крыма, не имеют возможности вычислить реальное количество льготников в транспорте и, соответственно, рассчитать точную сумму, которую нужно выделить перевозчикам в качестве компенсации. При этом идея монетизации льгот отбрасывается, даже несмотря на создание огромной транспортной компании.

 

Экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин считает, что, объединив нескольких крупных дотационных перевозчиков, можно создать большую "черную дотационную дыру".

- Чтобы избежать этого, придется поднимать стоимость проезда, - говорит он. - Это неизбежно, если власти ставят перед предприятием задачу зарабатывать. Задолго до объединения нужно было решать "долгоиграющие" транспортные проблемы - заниматься монетизацией льгот, устанавливать валидаторы и выводить из тени выручку, оптимизировать маршрутную сеть, хорошо изучить пассажирские потоки. В 2014 году, после присоединения к РФ, все это находилось на стадии обсуждения. И сейчас находится там же.

P.S.

Ранее Игорь Захаров подчеркивал, что повышение стоимости проезда в городском транспорте маловероятно, так как многие перевозчики не могут обосновать даже действующий тариф. Хотя в Крыму они одни из самых низких по РФ, и руководители транспортных предприятий до сих пор жалуются, что общественный транспорт крайне убыточный.

Убыточный и "Крымтроллейбус", но там, судя по всему, зарабатывать пока тоже не собираются.

- Мы в полной мере получаем компенсации за льготников, и благодаря этому предприятие до сих пор существует, - рассказал директор предприятия Прокопьев. - Люди знают, что в троллейбусах для них проезд бесплатный.

- А система автоматизированной оплаты проезда заработает тогда, когда крымские банки начнут выпускать бесконтактные карты, - добавил Прокопьев. - Это вопрос полутора лет.