Своей инициативе глава республики уже посвятил серию встреч и совещаний с чиновниками, экономистами и представителями муниципалитетов. "Развитие регионов - приоритетное направление в моей президентской деятельности, - пояснил Сооронбай Жээнбеков. - Я лично ознакомился с насущными проб-лемами на местах. Для развития страны, в первую очередь, нужно поднимать регионы. Это мое глубокое убеждение. Если мы не изменим политику, разница в развитии между регионами будет только усугубляться".
Около года назад правительство КР утверждало концепцию, согласно которой Киргизии предстояло сформировать региональные экономические центры роста. Власти выбрали двадцать населенных пунктов, назвав их приоритетными. Это Бишкек, Токмак, Кара-Балта, Каракол, Балыкчи, Нарын, Кочкор, Талас, Ош, Узген, Джалал-Абад, Кара-Суу, Сары-Таш, Баткен, Исфана, Кадамжай, Таш-Кумыр, Кара-Куль, Кербен, Кочкор-Ата. Пилотные города определялись так, чтобы благодаря их развитию улучшались условия жизни и в соседних населенных пунктах.
Но, по словам президента Киргизии, в настоящее время экономическое развитие страны по-прежнему зависит только от одной-двух областей. Причем зона "благополучия" сосредоточена, в основном, вокруг Бишкека, а также в Иссык-Кульской области. Сооронбай Жээнбеков утверждает, что в республике пока не удалось сформировать так называемый "каркас опорных городов", способных обеспечивать стабильное развитие всей страны.
- Доходы государственного бюджета, в основном, формируются в двух-трех городах, - резюмировал глава республики. - Усилилась зависимость местных бюджетов от центра. Есть случаи, когда объем собранных доходов в некоторых селах даже меньше трансфертов, поступающих из центра.
Проблема, обозначенная руководством республики, не нова. За годы суверенитета в Киргизии неоднократно принимались программы развития тех или иных районов либо областей, однако большинство их осталось невыполненными. Причина, по мнению экспертов, в том, что реформы не были обеспечены финансовой поддержкой. Теперь же ресурсы, как представляется руководству страны, может предоставить Российско-Киргизский фонд развития (РКФР). Россия направила в него порядка полумиллиарда долларов для поддержки и модернизации экономики республики. Предполагалось, что фонд будет способствовать промышленному подъему. Однако время и местные реалии внесли коррективы, и средства РКФР предоставлялись, как оказалось, даже для строительства торговых объектов.
С главой правления РКФР Эркином Асрандиевым Сооронбай Жээнбеков уже провел отдельную встречу, пригласив для разговора и руководителя Гарантийного фонда (ГФ) Малика Абакирова. ГФ был создан более года назад правительством, чтобы помочь жителям регионов получать кредиты под экономические проекты. По официальным данным, с момента создания фонд предоставил 237 гарантий на общую сумму 248 миллионов сомов.
- Мы уделяем особое внимание сельским предпринимателям, - сказал Малик Абакиров. - Больше половины ресурсов направляется именно в сельскую местность.
Тем не менее сельские предприниматели, по мнению президента КР, обделены вниманием банков, даже если предлагают реализовывать перспективные идеи. Причина в том, что жители глубинок не располагают привлекательным для финансово-кредитных учреждений залоговым имуществом. Чтобы изменить ситуацию, Сооронбай Жээнбеков поручил главам РКФР и Гарантийного фонда работать в одной связке.
- Оба фонда играют значительную роль в финансовом секторе экономики и являются одним из ключевых факторов роста ВВП и экспорта Киргизии, - заявил президент. - Однако Российско-Киргизским фондом развития при финансировании проектов был допущен заметный дисбаланс в охвате регионов. Это политика ограниченного регионального кредитования. Необходимо ее пересмотреть. Наша страна пытается выйти на рынки других стран. Вступление в Евразийский экономический союз усилило конкуренцию при экспорте отечественной продукции, и выдержать ее могут лишь те производители, которые работают по новым технологиям, имеют достаточно средств и способны удержаться на рынке. Задача государства их поддержать и обеспечить "длинными и дешевыми" кредитными ресурсами для внедрения инноваций, обновления материально-технической базы и расширения.
Вместе с тем
Подъему и всестороннему развитию регионов, как предполагается, будет способствовать не только финансирование экономических проектов, но и развитие инфраструктуры, а также усиление полномочий власти на местах. Руководство республики считает, что в областях необходимо построить мощные предприятия, занятые переработкой сельхозпродукции. Это насытит местный рынок и позволит увеличить экспорт в другие страны Евразийского союза. Каждой области, кроме того, предлагается найти свою специализацию и создать собственный бренд, связанный с реальным производством. В Нарынской области, к примеру, им может стать мясная продукция, в Баткенской - переработка сухофруктов, включая знаменитый урюк.