Год балета открыли в Воронеже "имперской" версией "Корсара"

Шедевр Мариуса Петипа воссоздали к 200-летию знаменитого хореографа в столице Черноземья. Воронежский "Корсар" порадует не только местных театралов, но и гостей из соседних регионов. Ведь иных театров оперы и балета в Центральной России за пределами Москвы попросту нет.

Спектакль на музыку Адольфа Адана - доступную для восприятия и весьма сложную для исполнения - считают жемчужиной классического репертуара. Успех "Корсару" обеспечивает лихо закрученный сюжет и, конечно, виртуозные вариации танцоров.

Премьера состоялась в 1856 году в Париже. Вскоре хореограф Жюль Перро перенес спектакль на сцену Мариинского театра. Затем его несколько раз ставил, дорабатывая, Мариус Петипа, чья версия 1899 года и стала основой для почти всех русских "Корсаров". Правда, досконально фиксировать движения артистов тогда не могли, и более поздние постановщики были вынуждены многое додумывать.

В Воронеже решили показать "Корсар" с тем шиком, который пленял публику императорского балета до революции. Расшивать костюмы золотом и выписывать из столиц солистов не стали. Но пригласили балетмейстера-реставратора Юрия Бурлаку, который десять лет назад вместе с Алексеем Ратманским руководил возрождением этого спектакля в Большом театре. Обращение в архивы России, Франции и США позволило восстановить оригинальную партитуру, костюмы, декорации и саму хореографию Петипа. Прорехи в танцевальной ткани залатали максимально бережно.

Тот балет с успехом идет на сцене Большого до сих пор. Воронежский "брат" очень похож на него по сценографии. Неудивительно, если учесть, что создатели спектаклей специально разыскивали эскизы декораций и костюмов 1899 года. Но Бурлака подчеркивает, что местные зрители увидят не простую копию, а новую редакцию московского спектакля (его видеозапись, кстати, дотошные зрители могут найти в интернете). Добавились сцены из утерянных балетов Адана "Гентская красавица" и "Питомица фей", а также произведения других композиторов-романтиков. Соответственно, изменились и партии солистов.

Главные роли исполняют молодые, хорошо оснащенные артисты Марта Луцко (Медора), Иван Негробов (Конрад), Елизавета Корнеева (Гюльнара) и Максим Данилов (Бирбанто). А в массовых сценах занята не только вся балетная труппа воронежского театра, артисты миманса и хора, но и студенты местного хореографического училища, и даже технические сотрудники: швеи, реквизиторы, администраторы… Восточные страсти, бои на саблях, подмена невесты, жуткое кораблекрушение и чудо в финале - у "Корсара" есть все шансы завоевать любовь воронежских ценителей традиции.

Справка "РГ"

2018-й объявлен Годом балета в России в связи с 200-летием великого хореографа Мариуса Петипа. Французский солист и постановщик сумел вывести искусство танца в нашей стране на новый уровень. Он перенес в Россию многие европейские постановки, кардинально изменив их. Благодаря этому многие балеты XIX века сохранились до наших дней. За полвека работы в Санкт-Петербурге и Москве Петипа создал более 60 спектаклей. Среди них такие шедевры, как "Баядерка" и "Раймонда", "Лебединое озеро" и "Щелкунчик", "Дон Кихот" и "Привал кавалерии". Эти названия можно встретить в афише, пожалуй, всех крупных театров оперы и балета. Воронежский - не исключение. В 2018 году, помимо "Корсара", запланирована еще одна премьера. Публика увидит "Спящую красавицу" - этот балет на музыку Чайковского называют самым совершенным творением Петипа. А в апреле в городе пройдет III фестиваль "Воронежские звезды мирового балета", в программу которого войдут спектакли, хранящие наследие мастера.