07.02.2018 20:10
    Поделиться

    Стали известны подробности последнего полета Героя РФ Романа Филипова

    Ведомый пилот в паре штурмовиков Су-25 майора Романа Филипова рассказал о последнем полете своего командира
    Главная военная газета России "Красная звезда" опубликовала рассказ пилота, который был ведомым в паре штурмовиков Су-25 - ее вел в своем последнем полете майор Роман Филипов. Эти воспоминания не только подтверждают героизм, мужество и отвагу погибшего в Сирии летчика, которые отмечены в Указе президента РФ о присвоении майору Филиповузвания Героя Российской Федерации (посмертно). Они еще и отвечают на некоторые вопросы, которые неизбежно возникли после известия о трагической и героической гибели в Сирии российского офицера.

    В частности на такие: почему ведомый не прикрыл своим огнем приземлившегося после катапультирования командира? Почему он не сообщил об обстреле штурмовика Филипова на нашу авиабазу и не дождался прилета оттуда "вертушки" с поисково-спасательной группой?

    Журналист "Красной звезды", что называется, в лоб летчику такие вопросы не задавал. Но, похоже, что тот сам хотел расставить все точки над "i". Нет, он не оправдывался, поскольку оправдываться в общем-то было не за что. Просто рассказывал, словно прокручивая недавно отснятое видео, о последних минутах и последних словах своего командира.

    Со слов ведомого, он первым заметил, что с земли по Су-25 Филипова выпустили ракету. Вот как офицер описывает дальнейшие события. "Я предупредил: "По тебе работают! Выводи! Тангаж, тангаж! Маневрируй!" Ведущий ответил: "Да, вижу!" А потом так спокойно, словно это было сказано о чем-то обыденном и второстепенном: "В меня попали..." И следом: "Хорошо попали..."

    Секунды спустя Филипов снова вышел на связь, сообщил о неполадках сначала в одном, а затем в другом двигателе самолета: "Пожар правого... Тяну на юг... Левый становится..." И наконец то ли просьба, то ли приказ ведомому: "Вызывай ПСО (поисково-спасательный отряд. - Прим. Ред.). А дальше были крайние слова Романа: "Уходи в облака".

    Даже будучи подбитым, прекрасно понимая, что до аэродрома на горящем штурмовике он не дотянет, что придется катапультироваться и, возможно, вступить в бой с террористами, Филипов беспокоился о сослуживце. Он не знал, есть ли у бандитов другие зенитные ракеты, поэтому гнал ведомого от этого района: не дай Бог, достанут из ПЗРК еще и его самолет.

    Конечно, ведомый не бросил командира, не ушел. "Когда ПЗРК сработал по машине командира, все условности были отброшены, - рассказал он. - Я всегда прикрывал командира в воздухе, надо было это сделать и на земле, когда он уже принял бой. Остался в этом районе и выполнил несколько атак, отработал по машинам, которые приближались к оливковой роще, где был Роман. Уничтожил два автомобиля".

    В то же время летчик продолжал передавать на командный пункт координаты "точки", куда спустился на парашюте Филипов и где принял в окружении террористов свой последний бой. Кроме того, ведомый все время вызывал по рации поисково-спасательную службу.

    - Место приземления командира я видел, но самого боя - нет, были сумерки. Уходить пришлось с аварийным остатком топлива, хватавшим только дотянуть до аэродрома...", - признался летчик.

    О таких людях, как Роман, забывать нельзя. И майора Филипова не забудут. В Приморье, где Роман служил до командировки в Сирию, его именем хотят назвать одну из улиц Владивостока. О том же ходатайствуют калининградцы. А земляки Романа из Воронежа предложили присвоить имя отважного летчика его родной 85-й школе.

    На далекой российской авиабазе Хмеймим в Сирии, откуда майор отправился на свое последнее боевое задание, о заместителе командира эскадрильи сейчас говорят все. Можно нисколько не сомневаться: на внешние подвески Су-25 сослуживцы Филипова уже подвешивают ракеты с лаконичной надписью "За нашего командира!".

    Отомстить за него террористам, наверное, сейчас мечтает каждый летчик авиабазы. И в первую очередь - ведомый майора Филипова. Ведь это на его глазах самолет Романа обстреляли из переносного зенитно-ракетного комплекса. Именно с ним уже подбитый Филипов держал связь, пока не рванул на себя красные ручки катапульты. Именно ему он отдал свой последний в жизни приказ - уходить на базу.

    Роман погиб за тысячи километров от родной земли. Это произошло 3 февраля в Сирии, где террористы сбили его штурмовик , а потом пытались взять офицера в плен. Филипов отстреливался, был ранен и подорвался единственной имевшейся у него гранатой. Поступил как герой и стал Героем России - посмертно.

    В четверг его с воинскими почестями, под траурный марш военного оркестра и оружейные залпы похоронят в Воронеже на историко-мемориальном кладбище. Майор Роман Филипов упокоится на Аллее героев, рядом с защитниками города времен Великой Отечественной.

    Память

    В среду в Краснодарском авиационном училище имени А.К. Серова прошла акция памяти, посвященная пилоту Су-25 Роману Филипову, который погиб в Сирии. Очень много людей отпросилось с работы, чтобы возложить цветы к стеле с самолетом Су-17, которая установлена перед входом в училище. Приходили пары с детьми и школьники, пенсионеры и летчики в отставке. Никто из них не был знаком лично с Романом, но все хорошо знали обстоятельства его гибели. И еще знали , что он - выпускник местного авиаучилища.

    - Ему было всего 33 года. Почти такой же возраст у моего ребенка, - рассуждала пенсионерка Анна Горланова, которая пришла на акцию памяти с цветами. - Он погиб на взлете, еще столько не испытав, не увидев. Поэтому все мы, кто сегодня решил почтить его память, скорбим по Роману, как по своим детям!

    "РГ" удалось разыскать и поговорить с тем, кто хорошо знал курсанта Филипова и готовил его к полетам на боевых самолетах. Это командир эскадрильи Борисоглебского высшего военного авиационного училища Сергей Рамзаев, ныне - подполковник запаса. Он обучал Романа Филипова вместе с другими курсантами вуза, а потом лично тестировал во время полета на учебно-боевом Су-25 перед выпуском из училища.

    - Роман запомнился своей целеустремленностью, - рассказывает Рамзаев. - Очень хотел стать хорошим летчиком. Ответственно готовился к полетам, к оформлению всех документов. Когда мы вместе летали в "спарке" на учебно-боевом Су-25, то он тот полет отработал на "отлично". Роман как пилот действовал в Сирии очень профессионально. И проявил высшую степень мужества, когда его окружили боевики.

    - У каждого пилота штурмовика в нагрудном кармане - у сердца - всегда есть граната с чекой, пристегнутой к карабину, - рассказывает Герой России, генерал-майор авиации в отставке Сергей Борисюк. - Это делается, чтобы всегда можно было выдернуть чеку не только рукой, но и зубами. Пилоту штурмовика нельзя попадаться в плен. Боевики летчиков люто ненавидят. Поэтому могу сказать, что Роман Филипов поступил действительно как Герой и настоящий русский офицер. Я сам был сбит во время военной компании в Чечне в 1999 году и попал в похожую ситуацию. Поверьте, понимаю и разделяю все действия нашего летчика.

    Подготовил Юрий Гень, Краснодар

    Поделиться